X

«Голова» всему голова

Каждую весну производители автомобильных аудиовидеокомпонентов презентуют новые модельные линейки на текущий год. А значит, время подвести итоги: что и как продавалось-покупалось в Украине в сфере car audio в прошлом сезоне? Мы опирались на информацию продавцов автоэлектроники, каждый из которых работает с большим количеством различных брендов.

Каждую весну производители автомобильных аудиовидеокомпонентов презентуют новые модельные линейки на текущий год. А значит, время подвести итоги: что и как продавалось-покупалось в Украине в сфере car audio в прошлом сезоне? Мы опирались на информацию продавцов автоэлектроники, каждый из которых работает с большим количеством различных брендов.

Каждую весну производители автомобильных аудиовидеокомпонентов презентуют новые модельные линейки на текущий год. А значит, время подвести итоги: что и как продавалось-покупалось в Украине в сфере car audio в прошлом сезоне? Мы опирались на информацию продавцов автоэлектроники, каждый из которых работает с большим количеством различных брендов.

Минувший сезон все же стал рекордным – несмотря на то, что его финал оказался «смазан» кризисом. У большинства импортеров продажи значительно превысили уровень предыдущего года, некоторые называют цифру 50% прибавки. Продавались в первую очередь головные устройства, причем отрадно отметить, что это были никак не дешевые «магнитолки». Чаще всего цена «головы» находилась в диапазоне $200–300.

В большинстве автомобилей, участвующих в автозвуковых соревнованиях и тюнинговых «тусовках», применяются компоненты брендов, лидирующих в рейтингах продаж.

Смещение ценностей

С одной стороны, наш человек, как и раньше, охотно платил за имя на лицевой панели – по темпам роста продаж в лидерах среди «голов» у нас ходит такой бренд, как Pioneer. С другой стороны, за минувший период имеем весьма показательный факт: на витринах, в инсталлированных машинах, на автозвуковых соревнованиях и в печатной рекламе уже примелькался логотип вполне демократичного по цене Challenger. Хорошо пошли в Украине и другие недорогие марки (кстати, также с российскими корнями) – Easy Go (GPS-навигаторы), Multitroniсs (трип-компьютеры).

Дело не только в активном продвижении, но и в многообразии моделей и функций, в достаточно высокой надежности. В то же время в Украине теряют позиции многие славные и уважаемые марки, в том числе японские. Имя именем, но далеко не все готовы платить большие деньги за аналогичные или меньшие возможности. И при этом многие ставят на второй план такие понятия, как эргономика, выверенный стиль – все то, что предлагают марки – классики жанра.

По мнению дилеров сar audio, все большее число их клиентов считает одним из важнейших условий наличие развитой сервисной поддержки.

Чего он хочет

Запросы «пересічного» украинского автомеломана растут: в минувшем сезоне ему чаще всего требовались устройства с большим количеством функций. Он хочет еще больше общения – как для себя, так и для своей аудиосистемы. Поэтому чуть ли не в обязательном порядке у «головы» должно быть чтение емких DVD-дисков, готовность подключения внешних носителей музыкальных записей – устройств типа i-Pod. Самыми востребованными опциями продавцы называют Bluetooth и USB-порт.

Однако есть основания говорить о том, что человеку все меньше дела до качества звука. Мало того, что выбирая «голову», он обращает в первую очередь внимание не на качество воспроизведения, а на дополнительные функции, так зачастую он еще и игнорирует замену акустики! Многие продавцы констатируют снижение доли акустики – а соответственно, и усилителей мощности – в объемах продаж. И будьте уверены, не потому, что автомобили с конвейера стали вдруг штатно комплектоваться динамиками Hi-Fi. Похоже, «игрушки» нам теперь дороже, чем шелест страниц на пюпитре скрипача или скрип стула под контрабасистом, передаваемые высококачественными компонентными системами…

И что же завтра?

На ближайший период следует ожидать дальнейшего увеличения интереса к мультимедийным устройствам. Набирает силу навигационный бум: GPS-штурманы будут востребованы как в виде отдельных устройств, так и встроенными в «голову». Одним из решающих условий станет наличие грамотной картографической продукции – и именно этот фактор укрепит позиции уже обозначившихся лидеров – таких как Garmin, LG, уже упомянутой Easy Go и т. д. Некоторые дилеры ожидают, что продажи головных устройств и «навигаторов» суммарно составят до 80 процентов. Их оптимизм оправдан как минимум в части «голов» – с учетом того факта, что среди продаваемых автомобилей в наступившем кризисном году вырастет доля бюджетных машин, не комплектуемых «музыкой» с завода.

Немалую долю реализуемых ресиверов по-прежнему составят головные устройства с расширенными функциями. Их будут покупать для замены штатных «голов», не отягощенных умением читать MP3 и прочие популярные в нашей стране сжатые форматы, легко тиражируемые на компьютере. Вырастет спрос на такие недешевые блоки, как различного рода переходные интерфейсы для сопряжения штатных систем автомобиля (кнопок, мониторов) с «головами» других производителей. А напоследок – приятное для каждого предположение: автомобильные аудиокомпоненты, как и вся электроника в принципе, все так же будут дешеветь.

Прямая речь

Михаил Ардо Директор MAGNITOLA.com

В целом отечественный рынок car audio развивался по правильным законам цивилизации и прогресса: росли популярность сложных и насыщенных устройств, значение сервисной поддержки. Наши продажи выросли в 1,5 раза, но только лишь за счет увеличения объемов продаж сложных мультимедийных «голов» и навигационных систем. Продажи других категорий (акустика, сабвуферы, усилители) сократились примерно на 50%. Производители, играя на вкусах пользователей, активно предлагают им различные вспомогательные возможности, сервисные «фишки» в ресиверах, и покупатели положительно на это реагируют, «голосуя» кошельком. Попутно интересно отметить, что, по нашим наблюдениям, музыкальные предпочтения потребителей практически не меняются. Одни слушали и слушают рок, блюз, джаз, вторые – «электронные» музыкальные течения, третьи – попсу, еще кто-то – шансон… Единицы знают и о существовании классической музыки. В какой-то мере это обстоятельство определ яет характер и ассортимент реализуемой нами продукции, но это уже вопрос не экономики, а скорее культурного уровня общества.

Максим Гаманец «База автозвука»

Лишь на первый взгляд странно, что на второй план отступают некие культовые бренды и набирают обороты продажи новых, недавно появившихся марок. Во-первых, при своей функциональной насыщенности они в последнее время стали более качественными. А во-вторых, среди покупателей выросла доля тех, кто в силу своего благосостояния готов платить лишь за реальные вещи, а не за громкое, пусть и очень уважаемое имя на шильдике. Несмотря на вышеупомянутую тенденцию, самым продаваемым брендом 2008 года из головных устройств наряду с Challenger остался Pioneer. Более весомым стал фактор практичности. Раньше развитая сервисная сеть была козырем элитных брендов, сегодня же сервисная поддержка стала обязательным условием для того, кто хочет получить часть рынка. Показательный пример: относительно недавно появившаяся марка Challenger стремительно завоевала популярность не в последнюю очередь именно благодаря оперативной работе сервисной службы. При этом бренд из недорогих и широко доступный. Кстати, о доступности: головные устройства будут и дальше дешеветь в долларовом эквиваленте. Однако этот процесс пока не столь заметен в только набирающем широкую популярность мультимедийном классе. Но уже в наступающем сезоне мультимедийный формат все чаще и чаще будет неотъемлемой частью головных устройств.

Олеся ПастушевскаяРуководитель департамента маркетинга и рекламы торговой сети «Мега Макс»

Cамой продаваемой моделью однозначно был ресивер Pioneer DEH-2050 MPG, а также другие недорогие модели этого бренда – за счет доступности широкому кругу потребителей. Особенно популярными у потребителя были аппараты разных марок с такими функциями: портом USB, поддержкой разных форматов, чейнджером, входом AUX, Bluetooth, touch screen экраном. По нашим наблюдениям, покупатели обращают внимание на бренд и наличие сервисной поддержки, дизайн, подсветку дисплея, наличие USB-порта и слота для CD-карт, Bluetooth, а также, если это мультимедийное устройство, – на размер экрана и поддержку разных форматов. Кроме головных устройств, в нашей сети неплохо покупали акустические компоненты, реже – сабвуферы и усилители. В нынешнем сезоне будут популярны те же функции, что и в минувшем. Актуальными станут модели, имеющие GPS-навигацию, ЖК-дисплей. Ожидаем увеличения сегмента мультимедийных устройств с мониторами более 4 дюймов.

Игорь Широкун
Фото Андрея Яцуляка