
Интересные факты об автомобильных галогеновых лампах
Легенда свидетельствует, что в 1914 году Генри Форд посетил своего товарища Антона Филипса и во время встречи последний спросил: “Почему в твоем автомобиле нет фар?” Ответ был мгновенным: «А что такое фары?» Результатом разговора стало изобретение фар головного света. Но это не точно.
Единственное, что можно утверждать, Генри Форд и Антон Филипс действительно были хорошими товарищами, на фото как раз они и вопросы автомобильных фар они точно обсуждали.
Так или иначе, в 1914 году было запущено производство автомобильных ламп накаливания Philips 1/2 watt, мощность которых составляла всего полвата. С этого момента до появления первых галогеновых автомобильных ламп оставалось 52 года. В 1966 году свет увидела первая в мире галогеновая лампа Philips типа H1. Сегодня галогенные лампы считаются устаревшими источниками света, но это не мешает им оставаться востребованными в силу оптимального соотношения цена/качество. В этой статье мы собрали несколько интересных фактов о лампах со спиралью, о которых вы, скорее всего, не знаете.
Внимание к деталям
Конструкция галогеновых ламп достаточно проста, но это только на первый взгляд. При сборке высококачественных галогеновых ламп внимание уделяется буквально каждой детали. Расскажем о нескольких технологических процессах, которые проходит лампа при сборке.
В процессе производства стеклянных колб последние несколько раз нагреваются и охлаждаются до экстремальных температур. Это делается для снятия напряжения в материале, в противном случае лампа не будет устойчива к перепадам температур (от минусовых до более 500 градусов выше нуля).
При изготовлении блока электродов со спиралью для придания ему необходимой геометрии и жесткости между электродами применяется перемычка, состоящая из двух стеклянных половинок, между которыми и запаиваются электроды. Эти половинки также предварительно прокаливаются, чтобы в процессе эксплуатации конструкцию не повело.
В отличие от обычных бытовых галогеновых ламп, проводки электродов не выходят непосредственно наружу из колбы. В этом месте круглая проволока заменена очень тонкими молибденовыми пластинками. Пластины эффективно рассеивают тепло – чтобы внешние контакты лампы не нагревались.
Как не промахнуться мимо фокуса отражателя
Для сверхточного позиционирования спирали лампы относительно ее фиксирующего фланца (цоколя) в лампах Philips используется способ позиционирования уже готовой колбы в цоколе. Несмотря на то, что стеклянные колбы получаются немного разными, в готовой лампе спираль позиционируется с точностью до 0,1 мм по отношению к цоколю, и в соответствии с рефлектором или линзой фары, в которую лампа будет установлена. Достигается это за счет наличия в цоколе двух, а иногда и трех подвижных деталей – друг в друге, как в матрешке. Именно их позиционированием, относительно друг друга, задается конечное положение спирали по отношению к цоколю, после чего все фиксируется с помощью точечной сварки.
Интересный факт
Все оборудование, на котором производятся лампы Philips, уникально. Она не имеет аналогов, поскольку проектируется и разрабатывается компанией самостоятельно.
Регенерация спирали
При работе галогеновой лампы постоянно происходит так называемый галогеновый цикл, который препятствует осаждению на стекле атомов вольфрама и возвращает их обратно на спираль. Этот процесс гарантирует, что колба будет всегда прозрачной, а лампа будет работать заявленный производителем срок. К сожалению, процесс восстановления спирали атомами вольфрама носит случайный характер. В результате, впоследствии некоторые участки спирали слишком изнашиваются, спираль становится словно рыхлой. А там, где тонко, там и рвется.
Колба лампы потемнела? Лампа очень низкого качества!
На первый взгляд, все автомобильные лампы одинаковы. Однако определить на глаз давление внутри колбы или качество вольфрамовой спирали перед покупкой дешевого источника света невозможно.
А вот в процессе эксплуатации это легко обнаружить. Если со временем колба лампы потемнела – в некоторых случаях это может быть результатом малого напряжения, подаваемого на источник света. Впрочем, в большинстве случаев это свидетельствует о несоблюдении технологических процессов при производстве лампы. В колбе такого источника света закачана некачественная смесь газов и низкое давление, что гарантированно приводит к почернению стекла.
В свою очередь некачественная вольфрамовая нить может вызвать неравномерный нагрев спирали, что обязательно скажется на распределении света на дороге, лампа вроде бы светит, а света на дороге нет.
Размытый предел света и тени
Если вы обращали внимание на границу освещенной и неосвещенной участков дороги, она выглядит несколько размытой. Это делается намеренно – если предел будет очень резким, он будет создавать слишком сильный контраст. Кроме того, четкая граница освещенного участка, «танцующего» на неровностях дороги, будет утомлять водителя.
Перенапряжение
Срок жизни спирали галогенной лампы зависит от электрического напряжения. Идеальное напряжение для работы автолампы – 12,8 В, максимально допустимое – 13,5 В. Стандартный срок службы высококачественной лампы H4 (комплектующие для первичного рынка) составляет около 700 часов, для лампы с цоколем H7 – 550 часов. Эти характеристики указаны при напряжении 13,2 В (напряжение измеряется на цоколе лампы). Самое негативное влияние на срок службы галогенных ламп оказывает перенапряжение. При перенапряжении даже на 5% (13,86 В) срок службы лампы сокращается вдвое. Это означает, что главное освещение подвергается дополнительному износу в зимний сезон, когда чаще происходит холодный запуск, что ведет к повышению напряжения. Следует помнить, что напряжение от аккумулятора не совпадает с напряжением на цоколе лампы. При эксплуатации автомобиля происходят разные корректировки и потери, в связи с чем напряжение на цоколе необходимо измерять для каждого автомобиля в отдельности.
Руками не трогать!
Все знают, что колбы галогеновых ламп нельзя трогать руками. А вот почему? Здесь версии часто расходятся. В первую очередь, это касается обычных ламп из так называемого «твердого стекла». Жир из пальцев проникает в микротрещины его поверхности (как микротрещины в материале, так и жир на пальцах есть всегда, независимо от того, насколько качественно обработан материал и тщательно вымыты руки). При нагревании этот жир начинает кипеть, расширяя трещину, пока лампа не лопнет. Лампы из кварцевого стекла в этом отношении более устойчивы, поскольку такое стекло прочнее обычного боросиликатного и имеет меньший коэффициент теплового расширения. Однако мы все же рекомендуем в принципе не касаться стекла автоламп голыми руками – брать их только в чистых перчатках, а лучше – только за контактную группу или цоколь. Попавший на стекло автолампы жир в большинстве случаев колбу не разрушает, но при нагревании проникает в поверхностную структуру материала и вызывает потемнение колбы.