X

Тест-драйв электрического smart electric drive

В электрической версии smart еще больше стал отвечать своей идеологии рационального и удобного городского автомобиля. Недаром же на некоторых рынках smart будет продаваться только в этой версии.

Как и для многих украинцев, для меня оставалась недостаточно убедительной идеология автомобиля smart. Почему за маленький двухместный автомобильчик надо заплатить как за большой, а топлива он потребляет примерно столько же, сколько полноценная дизельная легковушка? Появление в новом поколении “смарт” четырехместной версии немного пошатнуло мои убеждения. А выход электрической версии расставил все на свои места.

Теперь это действительно удобный городской автомобильчик на каждый день, который в эксплуатации обходится в копейки, а стоит по меркам электромобиля не так уж дорого.

Ставка на электрику

Электрический smart существовал и в предыдущей модели. Более того, нынешнее электрическая версия для smart – уже четвертой генерации. Но она все равно не была настолько популярна, как бензиновая. В новом поколении производитель делает серьезную ставку на электрическую версию. Ведь он сразу выпустил модель на электроприводе сразу во всех кузовах – двухместном, четырехместном и кабриолете. Более того, на некоторые рынки, как например США и Канады, smart будет поставлять только в электрической версии. Ну в и в третьих, электрическому smart придумали множество новых ролей – от кар-шерингового автомобиля «для всех» до развозчика почты.

Электрический smart доступен сразу в трех типах кузова – двухместном купе, четырехместном хэтчбеке и кабриолете.

В новом кузове “электричка” стала намного совершеннее, но по большому счету характеристики улучшились не кардинально. Если большинство производителей электрических версий автомобилей кинулись в “гонку вооружений” за увеличение максимального пробега на одном заряде, то создатели smart не делали на нем особый акцент. Да, выбег на полном заряде аккумулятора в новой модели в полтора раза больше, чем в старой – 155-160 км в зависимости от кузова вместо сотни у предшественника. А реальный – те же сто км пути.

Но это не тот показатель, которым блистают сегодня электрические конкуренты. Действительно, зачем на smart’e ездить в другой город? Его стихия – один мегаполис, и по подсчетам маркетологов, владелец этого малыша за день накатывает в среднем 35 км. Если поставить в него аккумулятор большой емкости, который выдержит теоретические 300-400 км, то стоимость автомобиля окажется запредельной. А так – малыш fortwo ed в Украине будет стоить 19,6 тыс. евро, forfour ed – от 20200 евро. Таких же денег сегодня стоит бензиновый smart в хорошей комплектации. Интересно, что украинские цены на smart ed меньше немецких.

Впрочем, для жителей Европы машина окажется еще дешевле. Ведь правительства разных стран Старого Света дотирует от 2 до 5 тысяч евро на покупку электрического автомобиля.

Исходя из среднего пробега в 55 км, владельцу электрического smart придется заправляться примерно через день. А зарядных станций сегодня в больших городах сегодня более чем достаточно – в том же Киеве их уже более полторы сотни.

Если же за день придется намотать более ста километров, можно воспользоваться быстрой зарядкой. С помощью трехфазной зарядки на 32 А, способной выдать 22 кВт, электрический smart зарядится на 80% за 45 минут. Ну а ночью уже несложно поставить машину на зарядку от домашней розетки.

По узким улочкам

Тест-драйв новых smart ed проходил во французской Тулузе – городе студентов, аэрокосмических технологий и очень узких улочек, которые пешеходам приходится делить с автомобилями. Здесь электрические smart’ы выглядели очень органично, вписываясь в концепцию smart-города и соседствуя с подобными себе электрическими легковушками и даже маршрутками. А с радиусом разворота в 7 метров двухместных малыш разворачивается на любом пятачке. Особенно, если водителю помогает камера заднего вида.

Внешне электрический smart мало чем отличается от бензинового. Убери с него шильдики electric drive – и они неотличимы. Даже место для зарядного устройства находится там же, где заправочная горловина. Но выхлопной трубы в “электричке”, конечно же, нет.

В салоне изменения также минимальны. Разве что приборы немножко другие. Слева от водителя два круглых указателя – не тахометр и указатель уровня топлива, как в обычном smart. Это – датчик заряда-разряда батареи и работы электрической системы при езде. На нем видно, когда автомобиль тратит энергию (нажал на педаль газа – датчик отклонился до упора), а когда – вырабатывает (при торможении двигателем если едет с горки). Правда, сильно от этого батарею не зарядишь, указатель даже с большой горки еле отклонялся от нулевой точки.

Довольно неожиданное решение для электромобиля – заводится он точно с такого же механического ключа, как модель с ДВС. Для этого ключ надо не только вставить и провернуть один раз, но ввернуть еще раз, как на модели со стартером. Куда логичнее здесь смотрелась бы кнопка “Старт-Стоп”. После загорания индикатора Ready на панели приборов и включения селектора КП в положение D машина готова к старту.

Электрический smart резко рвет со старта, по динамике превосходя своего бензинового собрата. Хотя цифры разгона до сотни не очень впечатляют – 11 секунд – столько же, как и в бензиновой версии с 90-сильным мотором. У нас электродвигатель выдает 81 «лошадку», но весь свой крутящий момент в 160 ньютонов отдает сразу, со старта. Поэтому разгон до разрешенной в городе скорости получается быстрым. Ведь на ускорение до 60 км/ч двухместному smart’у требуется меньше пяти секунд! Почти спорткар! А учитывая габариты и отменную маневренность, езда на электро-смарте действительно заводит.

Еще один нюанс – едет машинка практически бесшумно! Особенно для окружающих. Да, на ровном асфальте машина не издает почти никаких слышимых для пешеходов звуков, и это может быть проблемой. Они просто не замечают подъезжающую машину.

На брусчатке или неровных дорогах шум уже есть – и пешеходы идентифицируют вас как транспорт. А вот в салоне шумоизоляция оставляет желать лучшего – слышны звуки от шин и работы подвески, а на скоростях свыше 80 км/ч – и аэродинамические шумы. Возможно, конструкторы немного сэкономили и сняли шумоизоляционные материалы по сравнению с бензиновой версией? Модель с ДВС в Киеве мне показалась тише в плане сторонних шумов. Да и подвеска здесь показалась более жесткой. Впрочем, надо проверить эти параметры дома – в Украине.

На узких улочках Тулузы smart, что называется, – в своей стихии. В самых узких проездах, крутейших поворотах, извилистых переулках наш герой пролазит, не задумываясь. Хотя другие машины там проезжают с особой осторожностью и в миллиметрах от многовековых стен. Однажды мы smart’e чуть не заехали в магазин!

Парковка – тоже отличная забава. Короткие свесы и практически полное отсутствие выступающих элементов облегчают этот процесс, а наличие камеры заднего вида с траекторными линиями делает парковку ювелирным искусством. Причем как на двухместном, так и на четырехместном варианте.

Рулевое в зависимости от скорости не только меняет усилие на баранке, но и передаточное число. Поэтому на стоянке от упора до упора руль совершает 3,5 оборота. Так можно точнее запарковаться. А на скорости руль становится более четким и тяжелым.

Как работает система обогрева в электрическом smart и сколько она тратит на это энергии, нам в Тулузе испробовать не удалось – температура воздуха днем была около 20 градусов. Но теоретически прогрев или охлаждение салона не должно быть проблемой.

Конструкторы говорят, что на приведение климата в 20-градусный стандарт машине требуется всего 5 минут. Учитывая небольшой объем салона, можно им поверить. А вот сколько этот процесс забирает энергии, умалчивается.

Владельцы смартфонов могут скачать приложение, с помощью которого могут не только контролировать заряд аккумулятора, но и программировать работу климат-контроля перед выездом.

Подвеска у электрического smart достаточно жесткая, что простительно для высокой машины. А вот по устойчивости на дороге электрическая версия даст фору бензиновой. Ведь тяжелые аккумуляторные батареи находятся в smart’e внизу, под сидениями водителя и пассажира. Низкий центр тяжести делает короткообразную машинку устойчивой в поворотах.

На консоли с КП есть кнопка Eco. Нажав ее, машина начинает бережнее относиться к расходу электроэнергии. Smart не так резво отзывается на нажатие педали акселератора, в то же время режим рекуперации при торможении используется активнее. В таком режиме smart лишается своего заводного характера, но зато именно в нем запас хода может достигать заявленных характеристик.

Привод электромотора, так же как и ДВС, идет на задние колеса. Это дает еще один козырь в маневренности на узких улочках – передние колеса могут вывернуться на больший угол, чем в переднеприводном автомобиле.

Ждем в Украине

В Украине smart ed появится в автосалонах в конце октября. Большие города-миллионники готовы принять электрический smart не хуже, чем европейские города. Благо зарядных станций, в том числе быстрой зарядки, здесь хватает.

Чего не скажешь о других городах страны – их электромобилизация пока коснулась не так активно. Поэтому электро-smart будет выгодным приобретением для жителей тех городов, где развита сеть электрозаправок. Остальные жители страны подождут или выберут бензиновый smart.

Электрический smart может заряжаться как от обычной розетки, так от специального зарядного устройства. Правда, для этого потребуется докупить второй кабель (машина комплектуется одним). Это стоит 280 евро. В зависимости от мощности зарядного устройства отличается и время зарядки аккумуляторной батареи smart. Если подключить машину к обычной однофазной розетке с силой тока 7 А, на процесс полной зарядки уйдет целая ночь – 9,5 часов. Чтобы зарядить на 80%, достаточно и 6 часов. На специальных быстрых зарядках дело пойдет быстрее. Трехфазное зарядное на 230В и 20 А справится с зарядкой машины на 80% задачей за 3 часа. А если зарядное дает 32А, то всего за 45 минут. Таким образом, если в течение дня требуется быстро пополнить заряд, 15-минутной остановки на кофе хватит для половинной зарядки smart’а.

Аккумуляторная батарея весит 160 кг. Это на 16 кг легче, чем у предшественника. Примерный срок ее службы – 8 лет или проезд 100 тыс. км. Батарея емкостью 17,6 кВт состоит из 96 элементов. Выработавшая ресурс батерея со smart`а будет использована в стационарных системах аккумулирования электроэнергии.

При аварии электромобиль может быть более опасен, чем обычный электромобиль. Все-таки по кабелям проходит напряжение в тысячи вольт! Поэтому конструкторы продумывают решения, которые могут предотвратить трагические последствия. Так, для защиты аккумуляторной батареи ее не только разместили в базе и снизу прикрыли металлической защитой…

От удара спереди ее защитили дополнительным элементом, поглощающим силу удара и распределяющим его на другие силовые элементы кузова. В результате при краш-тесте smart и Mercedes-Benz S-Класса на скорости 50 км/ч каждый при смещенном ударе впереди жизненное пространство в малютке не только позволило сохранить «жизнь» человеческим манекенам, но и не повредить батарею, а также открыть двери.

Резюме

+ Просторный салон для двоих, отличная динамика и маневренность. Низкие расходы на содержание, приемлемая как для электромобиля цена. Возможность быстрой зарядки. Высокий уровень безопасности.– Нет предупреждения приближения машины для пешеходов звуком, недостаточная шумоизоляция салона, наличие стандарного ключа зажигания. Необходимость двух кабелей для использования на разных типах зарядных устройств.