В электрической версии smart еще больше стал отвечать своей идеологии рационального и удобного городского автомобиля. Недаром же на некоторых рынках smart будет продаваться только в этой версии.
Как и для многих украинцев, для меня оставалась недостаточно убедительной идеология автомобиля smart. Почему за маленький двухместный автомобильчик надо заплатить как за большой, а топлива он потребляет примерно столько же, сколько полноценная дизельная легковушка? Появление в новом поколении “смарт” четырехместной версии немного пошатнуло мои убеждения. А выход электрической версии расставил все на свои места.
Теперь это действительно удобный городской автомобильчик на каждый день, который в эксплуатации обходится в копейки, а стоит по меркам электромобиля не так уж дорого.
Ставка на электрику
Электрический smart существовал и в предыдущей модели. Более того, нынешнее электрическая версия для smart – уже четвертой генерации. Но она все равно не была настолько популярна, как бензиновая. В новом поколении производитель делает серьезную ставку на электрическую версию. Ведь он сразу выпустил модель на электроприводе сразу во всех кузовах – двухместном, четырехместном и кабриолете. Более того, на некоторые рынки, как например США и Канады, smart будет поставлять только в электрической версии. Ну в и в третьих, электрическому smart придумали множество новых ролей – от кар-шерингового автомобиля «для всех» до развозчика почты.
В новом кузове “электричка” стала намного совершеннее, но по большому счету характеристики улучшились не кардинально. Если большинство производителей электрических версий автомобилей кинулись в “гонку вооружений” за увеличение максимального пробега на одном заряде, то создатели smart не делали на нем особый акцент. Да, выбег на полном заряде аккумулятора в новой модели в полтора раза больше, чем в старой – 155-160 км в зависимости от кузова вместо сотни у предшественника. А реальный – те же сто км пути.
Но это не тот показатель, которым блистают сегодня электрические конкуренты. Действительно, зачем на smart’e ездить в другой город? Его стихия – один мегаполис, и по подсчетам маркетологов, владелец этого малыша за день накатывает в среднем 35 км. Если поставить в него аккумулятор большой емкости, который выдержит теоретические 300-400 км, то стоимость автомобиля окажется запредельной. А так – малыш fortwo ed в Украине будет стоить 19,6 тыс. евро, forfour ed – от 20200 евро. Таких же денег сегодня стоит бензиновый smart в хорошей комплектации. Интересно, что украинские цены на smart ed меньше немецких.
Впрочем, для жителей Европы машина окажется еще дешевле. Ведь правительства разных стран Старого Света дотирует от 2 до 5 тысяч евро на покупку электрического автомобиля.
Исходя из среднего пробега в 55 км, владельцу электрического smart придется заправляться примерно через день. А зарядных станций сегодня в больших городах сегодня более чем достаточно – в том же Киеве их уже более полторы сотни.
Если же за день придется намотать более ста километров, можно воспользоваться быстрой зарядкой. С помощью трехфазной зарядки на 32 А, способной выдать 22 кВт, электрический smart зарядится на 80% за 45 минут. Ну а ночью уже несложно поставить машину на зарядку от домашней розетки.
По узким улочкам
Тест-драйв новых smart ed проходил во французской Тулузе – городе студентов, аэрокосмических технологий и очень узких улочек, которые пешеходам приходится делить с автомобилями. Здесь электрические smart’ы выглядели очень органично, вписываясь в концепцию smart-города и соседствуя с подобными себе электрическими легковушками и даже маршрутками. А с радиусом разворота в 7 метров двухместных малыш разворачивается на любом пятачке. Особенно, если водителю помогает камера заднего вида.
Внешне электрический smart мало чем отличается от бензинового. Убери с него шильдики electric drive – и они неотличимы. Даже место для зарядного устройства находится там же, где заправочная горловина. Но выхлопной трубы в “электричке”, конечно же, нет.
В салоне изменения также минимальны. Разве что приборы немножко другие. Слева от водителя два круглых указателя – не тахометр и указатель уровня топлива, как в обычном smart. Это – датчик заряда-разряда батареи и работы электрической системы при езде. На нем видно, когда автомобиль тратит энергию (нажал на педаль газа – датчик отклонился до упора), а когда – вырабатывает (при торможении двигателем если едет с горки). Правда, сильно от этого батарею не зарядишь, указатель даже с большой горки еле отклонялся от нулевой точки.
Довольно неожиданное решение для электромобиля – заводится он точно с такого же механического ключа, как модель с ДВС. Для этого ключ надо не только вставить и провернуть один раз, но ввернуть еще раз, как на модели со стартером. Куда логичнее здесь смотрелась бы кнопка “Старт-Стоп”. После загорания индикатора Ready на панели приборов и включения селектора КП в положение D машина готова к старту.
Электрический smart резко рвет со старта, по динамике превосходя своего бензинового собрата. Хотя цифры разгона до сотни не очень впечатляют – 11 секунд – столько же, как и в бензиновой версии с 90-сильным мотором. У нас электродвигатель выдает 81 «лошадку», но весь свой крутящий момент в 160 ньютонов отдает сразу, со старта. Поэтому разгон до разрешенной в городе скорости получается быстрым. Ведь на ускорение до 60 км/ч двухместному smart’у требуется меньше пяти секунд! Почти спорткар! А учитывая габариты и отменную маневренность, езда на электро-смарте действительно заводит.
Еще один нюанс – едет машинка практически бесшумно! Особенно для окружающих. Да, на ровном асфальте машина не издает почти никаких слышимых для пешеходов звуков, и это может быть проблемой. Они просто не замечают подъезжающую машину.
На брусчатке или неровных дорогах шум уже есть – и пешеходы идентифицируют вас как транспорт. А вот в салоне шумоизоляция оставляет желать лучшего – слышны звуки от шин и работы подвески, а на скоростях свыше 80 км/ч – и аэродинамические шумы. Возможно, конструкторы немного сэкономили и сняли шумоизоляционные материалы по сравнению с бензиновой версией? Модель с ДВС в Киеве мне показалась тише в плане сторонних шумов. Да и подвеска здесь показалась более жесткой. Впрочем, надо проверить эти параметры дома – в Украине.
На узких улочках Тулузы smart, что называется, – в своей стихии. В самых узких проездах, крутейших поворотах, извилистых переулках наш герой пролазит, не задумываясь. Хотя другие машины там проезжают с особой осторожностью и в миллиметрах от многовековых стен. Однажды мы smart’e чуть не заехали в магазин!
Парковка – тоже отличная забава. Короткие свесы и практически полное отсутствие выступающих элементов облегчают этот процесс, а наличие камеры заднего вида с траекторными линиями делает парковку ювелирным искусством. Причем как на двухместном, так и на четырехместном варианте.
Рулевое в зависимости от скорости не только меняет усилие на баранке, но и передаточное число. Поэтому на стоянке от упора до упора руль совершает 3,5 оборота. Так можно точнее запарковаться. А на скорости руль становится более четким и тяжелым.
Как работает система обогрева в электрическом smart и сколько она тратит на это энергии, нам в Тулузе испробовать не удалось – температура воздуха днем была около 20 градусов. Но теоретически прогрев или охлаждение салона не должно быть проблемой.
Конструкторы говорят, что на приведение климата в 20-градусный стандарт машине требуется всего 5 минут. Учитывая небольшой объем салона, можно им поверить. А вот сколько этот процесс забирает энергии, умалчивается.
Подвеска у электрического smart достаточно жесткая, что простительно для высокой машины. А вот по устойчивости на дороге электрическая версия даст фору бензиновой. Ведь тяжелые аккумуляторные батареи находятся в smart’e внизу, под сидениями водителя и пассажира. Низкий центр тяжести делает короткообразную машинку устойчивой в поворотах.
На консоли с КП есть кнопка Eco. Нажав ее, машина начинает бережнее относиться к расходу электроэнергии. Smart не так резво отзывается на нажатие педали акселератора, в то же время режим рекуперации при торможении используется активнее. В таком режиме smart лишается своего заводного характера, но зато именно в нем запас хода может достигать заявленных характеристик.
Привод электромотора, так же как и ДВС, идет на задние колеса. Это дает еще один козырь в маневренности на узких улочках – передние колеса могут вывернуться на больший угол, чем в переднеприводном автомобиле.
Ждем в Украине
В Украине smart ed появится в автосалонах в конце октября. Большие города-миллионники готовы принять электрический smart не хуже, чем европейские города. Благо зарядных станций, в том числе быстрой зарядки, здесь хватает.
Чего не скажешь о других городах страны – их электромобилизация пока коснулась не так активно. Поэтому электро-smart будет выгодным приобретением для жителей тех городов, где развита сеть электрозаправок. Остальные жители страны подождут или выберут бензиновый smart.
Резюме
+ Просторный салон для двоих, отличная динамика и маневренность. Низкие расходы на содержание, приемлемая как для электромобиля цена. Возможность быстрой зарядки. Высокий уровень безопасности. | – Нет предупреждения приближения машины для пешеходов звуком, недостаточная шумоизоляция салона, наличие стандарного ключа зажигания. Необходимость двух кабелей для использования на разных типах зарядных устройств. |