X

Завод выхлопных систем Bosal: Секреты тишины

С виду – пара жестяных банок, соединенных гнутыми трубами. На самом же деле выхлопные системы – высокотехнологичная продукция. На одном из профильных заводов, который принадлежит компании Bosal, побывал наш корреспондент.

С виду – пара жестяных банок, соединенных гнутыми трубами. На самом же деле выхлопные системы – высокотехнологичная продукция. На одном из профильных заводов, который принадлежит компании Bosal, побывал наш корреспондент.

С виду – пара жестяных банок, соединенных гнутыми трубами. На самом же деле выхлопные системы – высокотехнологичная продукция. На одном из профильных заводов, который принадлежит компании Bosal, побывал наш корреспондент.

Глушитель на чешском предприятии компании Bosal начинается с металлического листа – его крутят, гнут, вальцуют, варят электрической дугой и прижигают лазером. Для этого здесь есть прессы, штамповое хозяйство, несколько современных роботизированных участков и три установки скоростной лазерной сварки. Даже самый молодой завод компании, построенный в прошлом году в России, не обогнал чешское производство по уровню оснащения. Впрочем, некоторые специфические комплектующие поступают на сборку с других предприятий – например, «гофры» – из Германии, керамические катализаторы – из Мексики, отштампованные методом гидроформовки трубки – из Франции.

Четыре кита Bosal

На предприятии выпускается как OEM-продукция (для заводской комплектации автомобилей Opel, Skoda, Suzuki, Volkswagen), так и группа AM-комплектующих (Aftermarket) – для розничной продажи (послепродажного сервиса). Данную группу маркетологи компании делят на три сегмента.

Вопервых, это так называемый сегмент качества – изготовленные по европейским стандартам и относительно дорогие глушители для автомобилей 3–5-летнего возраста. Они дешевле OEM-компонентов за счет применения иных материалов – например, вместо «нержавейки» для труб применяется обычная сталь с гальваническим покрытием. «Cегмент качества» поставляют на дилерские СТО и в торговые сети фирм – партнеров компании Bosal.

Во-вторых, это ремонтные детали: глушители, резонаторы, трубы для восстановления выхлопных систем старых машин в условиях СТО, специализирующихся на глушителях.

Наконец, в третьих, – глушители эконом-класса, которые призваны конкурировать с «базарной» продукцией восточно-европейского производства. Эконом-класс от Bosal при своей доступной цене является качественным продуктом, произведенным по стандартам марки. Компания называет эту группу VFM (Value for Money)

Глушим экономно

Чешский завод Bosal стал базовым в новом проекте VFM. Расшифровать эту аббревиатуру можно как «оригинальное качество за меньшую цену». Цена на глушители, резонаторы и катализаторы этой группы ниже, чем на номенклатуру основной производственной программы. Специалисты объясняют это отсутствием в спецификациях дорогостоящих материалов и покрытий, а также сокращением издержек производства, например, таких как многоэтапный контроль качества. Тем не менее, детали изделий класса VFM имеют алюминизированные корпуса и соответствуют стандартам Bosal. Программа охватывает весь парк автомобилей, эксплуатирующихся в Европе, в том числе и таких, к которым выпускаются более дорогие детали из «сегмента качества».

 От производителя к покупателю

Продукцию марки Bosal в Украине представляет подразделение корпорации «УкрАВТО» – компания «ЗипАВТО». Предприятие восьмой год работает на отечественном рынке запасных частей, аксессуаров и автохимии. В каталогах «ЗипАВТО» – 17 тыс. наименований продукции более чем ста всемирно известных брендов. К покупателю комплектующие попадают через сеть представителей по всей территории страны. В целом клиентская база компании насчитывает более 2500 фирм, магазинов, СТО и автозаправочных станций. В информационном центре Bosal регулярно проходят тренинги для специалистов фирм-партнеров. В начале февраля этого года был организован выездной технический семинар для руководителей предприятий, работающих с выхлопными системами марки. На завод по производству глушителей в Чехии ездили представители пяти магазинов и СТО, набравшие максимальное число очков в бонусной программе, которую компания «ЗипАВТО» разработала для своих клиентов. Программа действовала с 1 апреля 2006 года, и сотни ее участников ежеквартально получали призы – рекламную продукцию марки, брендованную спецодежду, инструменты и оборудование для СТО.

 С миру по «банке»

Bosal – частная компания, основанная в Нидерландах в 1923 году. Она производит выхлопные системы и их отдельные компоненты для всех автомобилей, эксплуатирующихся сегодня в Европе. В номенклатуре изделий марки – более 6000 наименований. Ежегодно этот список пополняется пятью сотнями новых позиций. Годовой оборот компании – 875 млн. евро.

С 1959 года продукция Bosal поставляется на сборочные конвейеры крупнейших европейских и азиатских автопроизводителей; сегодня такие изделия составляют 64% в общем объеме выпуска марки. Фирма располагает 32 заводами в 21 стране Европы, Африки, Северной и Южной Америки. Четыре научноисследовательских центра работают в Бельгии, США и ЮАР. Штабквартира компании находится в Бельгии.

Чешский завод по производству компонентов выхлопных систем Bosal расположен в полусотне километров на север от Праги. Он основан в 1994 году, и сегодня это одно из самых больших предприятий компании в Европе – его корпуса занимают площадь 21,5 тыс. м кв. Всего 550 работников выпускают здесь 1400 наименований продукции: глушители, резонаторы, каталитические нейтрализаторы, сажевые фильтры для дизелей и выхлопные системы в сборе. Стандарты, техническая документация и система контроля качества на заводе в Чехии – такие же, как на других трех десятках предприятиях компании. По информации менеджеров Bosal, от дилеров поступает не более 10 рекламаций на каждый миллион выпущенных изделий, то есть доля брака не выше 0,001%.

 Производство коллекторакатализатора Opel Corsa

 

1 Полученные методом гидравлической штамповки заготовки изгибают по форме колен выпускного коллектора.2 Изогнутую трубу режут на колена. Форма детали для каждого цилиндра сугубо индивидуальна.
3 Из отрезков труб коллектора и вырубленной прессом «плиты» сваривают собственно выпускной коллектор.4 К «плите» коллектора лазером приваривают направляющие трубки. При сборке мотора через них введут гайковерт с крепежом.
5 Деталь, заменяющую «штаны» (приемную трубу), сваривают из нескольких штампованных частей.6 Вместе с частью внешней оболочки «штаны» приваривают к «плите» коллектора.
7 Закрытый внешним экраном коллектор готов к присоединению катализатора.8 В сварном корпусе катализатора размещают нейтрализатор местного производства на металлической подложке.
9 Для обеспечения высокой точности стыковка коллектора и катализатора производится на стапеле.10 Перед отправкой потребителю каждое изделие очищается от шлака и нагара после сварки.

Игорь Широкун
Фото автора и Bosal

Редакция благодарит компанию «ЗипАВТО» за помощь в подготовке материала