Первый тест-драйв нового Mercedes-Benz Actros по дорогам (видео)
О новом магистральном тягаче Mercedes-Benz Actros, который устанавливает новые стандарты безопасности и экономичности в своем классе, мы уже писали не раз. Более того, прошлой осенью нам удалось проехаться на машине по испытательному полигону в Германии. И вот теперь состоялся первый тест-драйв машины по дорогам общего пользования. Место выбрали живописное – в окрестностях столицы Каталонии, Барселоны. За несколько дней опробовать новинку смогли более двухсот журналистов со всей Европы, в том числе и из Украины.
Едем по экранам
Для тест-драйва были предложены магистральные тягачи Mercedes-Benz Actros с колесной формулой 4х2, с груженными тентованными полуприцепами. Машины отличались силовыми агрегатами – мощностью от 450 до 530 л.с., и вариантами спальных кабин.
Недолго думая, мы выбрали 510-сильный Actros c cамой просторной кабиной Gigaspace. Перед поездкой инструктор ознакомил с новым многофункциональным ключом, с помощью которого можно не только дистанционно открывать двери, но и управлять наружным освещением с расстояния до 50 метров.
Кстати, сам ключ бесконтактный: двигатель заводится кнопкой, а ключ при этом можно держать в кармане или положить на полочку на приборной панели.
Самое необычное в интерьере нового магистрального тягача – цифровая приборная панель Multimedia Cockpit и экраны MirrorCam на передних стойках вместо традиционных наружных зеркал.
Цифровая приборная панель разделена на два экрана. Тот, что непосредственно за рулем имеет диагональ 12 дюймов, высокое разрешение и заменяет аналоговый щиток приборов. Водитель может выбрать классическую комбинацию приборов Classic – с двумя циферблатами спидометра и тахометра, или передовую Advanced – c крупным цифровым спидометром по центру и другими показателями по бокам. Мы выбрали сначала классическую комбинацию, тем более, что на презентованных осенью прошлого года машинах она еще не была активирована.
Второй дисплей, расположенный справа, имеет тачскрин, на который вынесено управления вентиляцией, освещением, а также мультимедиа. Под экраном есть и привычные кнопки, часть из которых дублирует управление через тачскрин. Также навигацию и управления данными на дисплеях можно осуществлять прямо с рулевого колеса через «фирменные» сенсорные кнопки Mercedes-Benz.
Вторая фишка – два 15-дюймовых экрана системы MirrorCam, на которые передается изображение с двух видеокамер, которых размещаются на месте привычных наружных зеркал. Причем это стандартное оснащение, по крайней мере для европейского рынка, где классические зеркала предлагаются уже только в качестве опции. Эти дисплеи хорошо читаются, причем яркость их может регулироваться вручную. В процессе движения и выполнения поворотов изображение на экранах подстраивается электроникой так, что водитель всегда видит окончание автопоезда.
К преимуществам MirrorCam можно также отнести отличную картинку в ночное время, в том числе и в туннелях (проверили лично), защиту от ослепления фарами автомобилей, что двигаются позади, а также режим видеонаблюдения на стоянке, работающий даже при зашторенных окнах. Еще один плюс экранов – активная разметка (красные, желтые и зеленые пунктирные линии), которая позволяет точно определить задние габариты, что помогает при перестроении из ряда в ряд, а также при маневрировании задним ходом.
Полуавтономное управление
Что действительно хотелось проверить на дорогах общего пользования, так это работу системы полуавтономного управления Active Drive Assist. После нажатия соответствующей кнопки на правом экране тачскрин, включается режим полуавтономного управления, о чем свидетельствует голубой значок руля, загорающийся на основном щитке приборов. И автопоезд во время движения на любой скорости автоматически удерживается на полосе движения, в том числе и в плавных поворотах.
Рулевое колесо само подруливает, правда руки должны быть на руле – в противном случае через 15 секунд раздается визуальное предупреждение. Система Active Drive Assist задействует не только рулевое управление с новым электроусилителем, но также и акселератор, и тормозную систему – для поддержания безопасной дистанции до впереди идущего автомобиля. Интересно, что водитель может задать не только дистанцию, но и положение машины на полосе – ближе к левой линии разметки или ближе к правой.
Следует помнить, что Active Drive Assist не заменяет водителя, а только помогает ему в процессе управления, – поэтому бдительности терять нельзя. И в этом мы убедились, когда режим полуавтономного управления внезапно отключился.
Оказывается, в своей работе система руководствуется радарами и видеокамерами, которые считывают дорожную разметку, в связи с чем последняя должна быть в идеальном состоянии. В нашем случае система отключилась на участке где разметка частично отсутствовала. Система также деактивируется и при проезде пунктирной разметки, на участках с полосой для разгона с правой стороны – и с этим мы также столкнулись несколько раз.
Еще одно интересное наблюдение. Даже при отключенной системе Active Drive Assist автоматически срабатывает система удержания машины на заданной полосе при повороте руля без включенного указателя поворота. Руль сам возвращает машину в свой ряд. Правда, эта функция работает только со скорости 60 км/ч, если же она ниже – то раздается предупреждающий звуковой сигнал.
Экономия и безопасность
В ходе тест-драйва удалось также испытать улучшенную систему предикативного круиз-контроля Predictive Powertrain Control (PPC). Система подстраивает работу автоматизированной коробки передач PowerShift 3 не только под топографию местности, но и под конкретные дорожные условия, включая знаки ограничения скорости. В своей работе система использует как данные GPS, так и подробные электронные карты.
Топливную экономичность улучшает и ведущий мост с более скоростным передаточным числом – i=2.533 вместо i=2.412. В итоге доработанная PPC и задний мост позволяют снизить расход топлива до 5% на автострадах и до 3% на региональных дорогах. Свою лепту в экономичность вносит и функция Ecoroll – с автоматическим включением «нейтрали» в АКП при движении накатом. В эффективности данной системы мы также убедились в ходе теста.
Под конец двухчасового маршрута нас ждал сюрприз – участок с настоящими горными серпантинами, с уклонами и закрытыми поворотами. Так вот, чтобы то и дело не наступать на педаль тормоза или не щелкать подрулевым переключателем моторного тормоза перед каждым поворотом, мы включили специальный круиз-контроль. Последний позволяет задать безопасную скорость, автоматически притормаживая перед каждым виражом. Главное правило – не касаться педали тормоза, иначе система деактивируется. В итоге снижается износ тормозных колодок, а также улучшается безопасность, ведь водитель больше концентрируется на рулевом управлении, не отвлекаясь на торможение.
На специальном полигоне каждый желающий смог проверить работу системы Sideguard Assist, которая появилась на грузовиках Actros еще в 2016 году. Теперь же она была интегрирована в систему камер обзора MirrorCam. Суть ее заключается в устранении мертвых зон у правого переднего колеса, а также в районе заднего свеса тягача/прицепа. Именно в эти зоны чаще всего попадают велосипедисты и пешеходы. Система сканирует до 2 метров впереди автомобиля/автопоезда и до метра позади него, эффективно помогая на сцепках длиной до 18,75 м. Работает она следующим образом: в случае обнаружения человека в указанных мертвых зонах на экранах MirrorCam начинает светиться желтый треугольник, а в случае угрозы столкновения – красный и раздается звуковой сигнал. Sideguard Assist не вмешивается в тормозную систему и рулевое управление, а только предупреждает водителя.
На полигоне представителям СМИ также показали и работу системы автоматического торможения пятого поколения Active Brake Assist 5. Она стала работать более эффективно на скоростях до 50 км/ч, фиксируя как статичные, так и движущиеся объекты. Воочию можно было увидеть как автопоезд останавливается перед манекеном ребенка, который неожиданно выбежал на дорогу. При этом система задействует трехэтапную систему корректировки. В случае обнаружения человека или автомобиля в опасной близости, Active Brake Assist 5 сначала подает водителю звуковой и визуальный сигналы. Если он ничего не предпринимает, то автоматически задействуется тормозная система на 50% мощности. Если же и после этого водитель не вмешивается в процесс управления, то система активирует тормоза на все 100%, вплоть до полной остановки автопоезда.
По информации ПрАТ «АвтоКапитал» генерального представительства Daimler AG в Украине первые клиенты, не дожидаясь презентации в Украине, уже заказали новые Mercedes-Benz Actros V, которые будут поставлены уже в сентябре этого года. Также, осенью запланирована презентация нового Mercedes-Benz Actros в Украине.