X

В сердце Toyota

Чтобы заглянуть в святая святых второго по величине мирового производителя – японской Toyota Motor Co., мы воспользовались любезным предложением корпорации Sumitomo и компании «Toyota Украина» и отправились на родину самураев, саке и сакуры…

Чтобы заглянуть в святая святых второго по величине мирового производителя – японской Toyota Motor Co., мы воспользовались любезным предложением корпорации Sumitomo и компании «Toyota Украина» и отправились на родину самураев, саке и сакуры…

Чтобы заглянуть в святая святых второго по величине мирового производителя – японской Toyota Motor Co., мы воспользовались любезным предложением корпорации Sumitomo и компании «Toyota Украина» и отправились на родину самураев, саке и сакуры…

Центром империи Toyota является Тойота-сити, расположенный всего в часе езды от крупного города Нагоя. Тойота-сити по европейским меркам город небольшой – насчитывает 360 тысяч жителей. Тем не менее, именно здесь располагаются 10 из 15-ти японских заводов Toyota. Нам удалось побывать на одном из них – Мотомачи. Это предприятие было основано в 1959 году и сегодня занимает площадь 1600 тыс. кв. м. На заводе, где трудятся более 6 тысяч рабочих, выпускают четыре «люксовые» модели для внутреннего рынка: Progres (длина – 4510 мм), Brevis (4550 мм), Mark X (4730 мм) и Crown (4840 мм). Чтобы было понятнее: виртуальными конкурентами Progres и Brevis являются седаны BMW 3-й серии и Audi A4, а Mark X и Crown соперничают с BMW 5-й серии и Audi A6. Интересно, что Crown является своего рода культовой для Японии моделью. Она находится на конвейере ровно полвека, продержалась 12 поколений и в программе завода Мотомачи занимает почти 40% (272 тыс. экземпляров) общего объема выпуска. Огромное количество Crown используется как такси, что является своеобразным показателем надежности машины.

Нам удалось побывать в сборочном цехе предприятия. Именно сюда из нескольких цехов Мотомачи и других заводов поступают кузова, двигатели, элементы трансмиссии и остальные комплектующие. Стоит отметить, что одним из главных тезисов корпоративной философии компании Toyota является метод Just in time – точно в срок. Это значит, что все необходимые узлы и агрегаты не хранятся на складе, а поступают на этап сборки именно тогда и именно на тот участок, где они необходимы. Все процессы максимально автоматизированы.

С заботой о людях

На Мотомачи сборка осуществляется в одну смену – рабочие трудятся на конвейере с 8 утра до 5 вечера. Каждые два часа устраивается 10-минутный перерыв, после которого каждый работник переходит на другой участок сборки. По мнению технологов производства, подобная смена сборочных операций снижает утомляемость, а следовательно, позволяет повысить производительность труда. По поводу этого мне почему-то вспомнился избитый журналистский штамп конца 80-х: «Капитализм с человеческим лицом». Ведь за время пребывания в Японии все мои коллеги отмечали, что там все сделано для людей, а не для «галочки». Например, если у нас в эпоху «развитого социализма» изобретатели и рационализаторы зачастую получали лишь благодарность на партсобрании, то на заводах Toyota любая интересная идея поощряется материально. В качестве примера нам рассказали, что один из работников Мотомачи предложил монтировать комплектные двери уже на финальном этапе сборки. Это простое на первый взгляд предложение позволило облегчить доступ в автомобиль в процессе сборки и свести к минимуму механические повреждения лакокрасочного покрытия, а рационализатору принесло премию в размере почти двух тысяч долларов.

Дерни за веревочку …

Особо стоит упомянуть о системе контроля качества, ведь по этому показателю Toyota – признанный мировой лидер. Прежде чем «заступить на вахту» конвейерной ленты, рабочий проходит месячный тренинг, потом год работает «на вторых ролях», после чего уже становится полноправным участником процесса. Система контроля качества также организована достаточно интересно. Вдоль всей конвейерной ленты натянут обычный белый шпагат. И как только кто-нибудь из рабочих обнаружит неполадки, он сразу же тянет за него, и конвейер останавливается. На большом информационном табло, висящем над конвейерной лентой, тут же зажигаются красные индикаторы, обозначающие этап, где произошла остановка, а тем временем группа специалистов устраняет неполадки. Как говорится, все гениальное – просто.

Безусловно, за небольшой промежуток времени, отведенный нам на экскурсию, понять и оценить всю величину и целостность системы Toyota непросто. На мой взгляд, главные составляющие успеха Toyota кроются в огромном трудолюбии и фантастической ответственности каждого работника, независимо от занимаемой должности. А это вырабатывается не одним поколением…

 Статистика

В Японии концерну Toyota Motor Corporation (TMC) принадлежит 15 заводов, где трудятся 43377 рабочих и служащих. TMC занимает первое место среди японских автопроизводителей (44,8% рынка). На заводах TMC в Японии выпускаются 53 модели марки Toyota и их многочисленные модификации. Дилерская сеть концерна в Японии насчитывает 295 дилеров, входящих в одно из четырех подразделений: Toyota, Toyopet, Toyota Corolla и Netz Toyota. Империя Toyota насчитывает 51 завод по всему миру, а ее автомобили продаются в 172 странах. По итогам прошлого года (с 01.04.2003 по 31.04.2004 г.) концерн выпустил 6831849 автомобилей, а за первое полугодие нынешнего года – 3833000. В будущем году TMC планирует выйти на первое место в мире, обогнав нынешнего лидера, американскую корпорацию General Motors.

Сергей Иванов
Фото автора

Редакция благодарит корпорацию Sumitomo и компанию «Toyota Украина» за помощь в подготовке материала и организацию поездки