Чтобы заглянуть в святая святых второго по величине мирового производителя – японской Toyota Motor Co., мы воспользовались любезным предложением корпорации Sumitomo и компании «Toyota Украина» и отправились на родину самураев, саке и сакуры…
Чтобы заглянуть в святая святых второго по величине мирового производителя – японской Toyota Motor Co., мы воспользовались любезным предложением корпорации Sumitomo и компании «Toyota Украина» и отправились на родину самураев, саке и сакуры…
Чтобы заглянуть в святая святых второго по величине мирового производителя – японской Toyota Motor Co., мы воспользовались любезным предложением корпорации Sumitomo и компании «Toyota Украина» и отправились на родину самураев, саке и сакуры… |
Нам удалось побывать в сборочном цехе предприятия. Именно сюда из нескольких цехов Мотомачи и других заводов поступают кузова, двигатели, элементы трансмиссии и остальные комплектующие. Стоит отметить, что одним из главных тезисов корпоративной философии компании Toyota является метод Just in time – точно в срок. Это значит, что все необходимые узлы и агрегаты не хранятся на складе, а поступают на этап сборки именно тогда и именно на тот участок, где они необходимы. Все процессы максимально автоматизированы.
С заботой о людях
На Мотомачи сборка осуществляется в одну смену – рабочие трудятся на конвейере с 8 утра до 5 вечера. Каждые два часа устраивается 10-минутный перерыв, после которого каждый работник переходит на другой участок сборки. По мнению технологов производства, подобная смена сборочных операций снижает утомляемость, а следовательно, позволяет повысить производительность труда. По поводу этого мне почему-то вспомнился избитый журналистский штамп конца 80-х: «Капитализм с человеческим лицом». Ведь за время пребывания в Японии все мои коллеги отмечали, что там все сделано для людей, а не для «галочки». Например, если у нас в эпоху «развитого социализма» изобретатели и рационализаторы зачастую получали лишь благодарность на партсобрании, то на заводах Toyota любая интересная идея поощряется материально. В качестве примера нам рассказали, что один из работников Мотомачи предложил монтировать комплектные двери уже на финальном этапе сборки. Это простое на первый взгляд предложение позволило облегчить доступ в автомобиль в процессе сборки и свести к минимуму механические повреждения лакокрасочного покрытия, а рационализатору принесло премию в размере почти двух тысяч долларов.
Дерни за веревочку …
Особо стоит упомянуть о системе контроля качества, ведь по этому показателю Toyota – признанный мировой лидер. Прежде чем «заступить на вахту» конвейерной ленты, рабочий проходит месячный тренинг, потом год работает «на вторых ролях», после чего уже становится полноправным участником процесса. Система контроля качества также организована достаточно интересно. Вдоль всей конвейерной ленты натянут обычный белый шпагат. И как только кто-нибудь из рабочих обнаружит неполадки, он сразу же тянет за него, и конвейер останавливается. На большом информационном табло, висящем над конвейерной лентой, тут же зажигаются красные индикаторы, обозначающие этап, где произошла остановка, а тем временем группа специалистов устраняет неполадки. Как говорится, все гениальное – просто.
Безусловно, за небольшой промежуток времени, отведенный нам на экскурсию, понять и оценить всю величину и целостность системы Toyota непросто. На мой взгляд, главные составляющие успеха Toyota кроются в огромном трудолюбии и фантастической ответственности каждого работника, независимо от занимаемой должности. А это вырабатывается не одним поколением…
| |
| |