В подавляющем большинстве аварий виноваты водители
Институт автомобилизма Великобритании (IAM) рассмотрел более 700 тыс. аварий с тяжелыми последствиями для автомобилей или людей, которые произошли в этой стране в период с 2005-го по 2009-й год. Хотя в подавляющем числе случаев их причины очевидны, на полученные результаты все же стоит обратить самое пристальное внимание.
Итоговый лист насчитывает в себе всего 77 различных причин, включая столь экзотические как, например, инциденты вызванные присутствием или участием спасательных автомобилей, спешащих на вызов (0,3%). Достаточно большая часть аварий стала результатом совокупности двух или более пунктов из вышеназванного списка, но при этом как минимум 65% серьезных происшествий случилось из-за ошибок самих водителей или их недостаточной скорости реакции на меняющуюся дорожную обстановку.
Любимое многими парламентариями несоблюдение скоростного режима имеет место в значительном числе инцидентов (13,9%). Но еще более существенным оказывается несоблюдение безопасной скорости в той или иной ситуации, даже если она укладывается в разрешенный лимит. Например, на поворотах или в условиях недостаточной видимости. Это вызвало 15,9% серьезных аварий.
В 28% случаев причиной крупных неприятностей стали недостаток опыта (5,3%) и манера вождения, включая «агрессивное» управление (8,3%) или желание поспешить (17%). Ошибки при маневрировании или рулении встречаются в 12% аварий.
В 20,5% инцидентов водители недосмотрели критические опасности в дорожной ситуации или не удосужились в должной мере убедиться в их отсутствии. В 17% к аварии привела банальная невнимательность на дороге или необдуманность поступков (например, несоблюдение знаков приоритета – 2,1%). 11,6% происшествий случилось из-за недальновидности водителей, не сумевших верно определить маршрут других участников движения или их скорость.
Снижение концентрации водителя или постороннее отвлечение его внимания присутствуют в 19,6% аварий. При этом в 9,6% из общего числа виноват алкоголь. В 2,6% инцидентов водители нашли что-то более интересное, чем ситуация на дороге в салоне своего автомобиля (например, управление климатом, навигация или музыкальный центр). Интересно, что пресловутые разговоры по «мобилке» спровоцировали только 0,8% серьезных происшествий, а ослепление посторонними источниками света – 0,4%.
Кое-что можно списать и на внешние факторы. Например, 10,9% происшествий вызваны сниженным уровнем сцепления шин с дорогой, хотя каждый водитель должен выбирать свою безопасную скорость на скользком покрытии. В 3,2% случаев аварии происходили из-за неудачной или плохо различимой разметки. Состояние непосредственно автомобиля привело к инцидентам лишь в 2,8% случаев, включая неправильное давление в колесах (1,5%) или неисправные тормоза (0,7%).
Как и ожидалось, мужчины «лидируют» в плане превышения скорости, лихачества или управления транспортным средством «подшофе». В свою очередь среди женщин больший процент неопытных водителей. Молодые драйверы часто едут быстрее своих возможностей и опыта, а пожилые рискуют навредить себе и окружающим рассеянным вниманием.
Запись «потеря контроля над автомобилем» больше появляется в полицейских протоколах с 19-00 до 7-00. Наоборот, с 7-00 до 19-00 водители часто недостаточно хорошо смотрят по сторонам.
Интересно, что недопустимое психологическое состояние человека за рулем в выходные приводит к серьезным инцидентам почти в два раза чаще (17%), чем в будни (10%). Причем далеко не все «преимущество» объясняется увеличенным числом нетрезвых водителей.
В заключение отметим, что 0,4% серьезных инцидентов вызваны… плохим зрением «шоферов», все же решившихся сесть за руль. А 34% водителей в аварийных, но отнюдь не безвыходных ситуациях теряли контроль над автомобилем, что приводило к более серьезным последствиям, чем могло бы случиться.