4 ноября в Информагентстве УНИАН прошла пресс-конференция ООО «Черниговский автозавод» и Ассоциации украинских автопроизводителей «Укравтопром». Главной темой стала кричащая ситуация, которая сложилась в Украине с закупкой городских автобусов за средства Европейского инвестиционного банка. И свежий тому пример повторный тендер на приобретение автобусов для Николаева на общую сумму 4,5 млн евро, объявленный 28 сентября.
Как и в первом случае, тендерная документация здесь была составлена таким образом, чтобы дискриминировать отечественного производителя, в данном случае продукцию Черниговского автозавода. Заказчик в лице Николаевского горсовета выдвинул к автобусам ряд специфических требований. Например, наличие автоматической коробки передач, низкого уровня пола сразу у двух дверей, 25 мест для сидения (у модели ЧАЗ – 24), а также наличие отдельной двери для водителя.
Все это сделано в угоду импортерам ряда иностранных производителей (в частности, турецких), которые недавно вышли на украинский рынок со своими автобусами.
Напомним, что первый тендер на закупку автобусов для Николаева за средства ЕИБ был объявлен еще в начале года. Тогда Черниговский автозавод за 4,5 млн евро смог предложить 74 автобуса модели А 08128, а второй участник – только 46 ед. МАЗ-206086. Из-за введения против Беларуси санкций победителя тендера так и не выбрали, а предложения ЧАЗ даже не рассмотрели, так как его модель опять же не отвечала тендерной документации.
Все это еще раз показывает, что местные власти при закупке автобусов руководствуются личными амбициями – кредитные средства идут на закупку куда более дорогих машин и развитие экономики других стран.
Андрей Савченко
Генеральный директор ООО «Черниговский автозавод»
Сегодня мы наблюдаем тенденцию затягивания тендерного процесса с закупкой городских автобусов за средства Европейского инвестиционного банка. И тому пример не только Николаев, где предложения Черниговского автозавода хотят вторично не допустить из-за несоответствия надуманным техническим требованиям. 14 июля 2021 года мы стали победителями тендера на поставку 15 автобусов большого класса для Тернополя. Это 12-метровые полностью низкопольные машины А12210, оснащенные современными двигателями FPT и автоматической коробкой передач ZF. Завод уже начал изготовление этих машин, однако тендер почему-то решили отменить – банк якобы нашел неуплаченные штрафы, выписанные на водителей ЧАЗ за нарушение ПДД. И теперь вопрос с поставкой этой очень важной для завода партии автобусов остается открытым.
Вадим Шкарупин
Директор ООО «Торговый Дом «Эталон Авто»
Начиная с 2018 года в рамках европейских проектов по закупке городского общественного транспорта для украинских городов было поставлено 550 ед. техники, из которых 70% – белорусского производства. Таким образом, из привлеченных 128 млн евро кредитных средств 81 млн евро ушел на развитие белорусской экономики. Что же касается 2021 года, то ряд крупных тендеров за средства ЕИБ пока так и не завершены. Это закупки для Киева (112 автобусов), Тернополя, Николаева, Львова, Чернигова и Херсона.
В данном случае мы обращаемся к представителям Европейского инвестиционного банка для того, чтобы при проведении подобных тендеров могли быть задействованы преференции для защиты отечественного производителя, которые прописаны в руководстве ЕИБ по проведению закупок. Речь идет о том, что заказчик может применить 15-процентный коэффициент на предложения компаний, которые не являются местными производителями (уровень локализации должен быть не менее 30%).
Юхим Хазан
Вице-президент Ассоциации «Укравтопром»
Еще 7 сентября 2020 года мы инициировали введение заградительных пошлин на импорт определенных транспортных средств из Беларуси. 22 апреля 2021 года Межведомственная комиссия утвердила 35-процентную спецпошлину от таможенной стоимости. И что же, уже 26 апреля организация белорусских импортеров подала иск в Окружной административный суд Киева и решение о введение спецпошлин было приостановлено. В итоге за 10 месяцев 2021 года импорт автобусов из Беларуси вырос на 2 млн долларов. Как результат доля продукции МАЗ на украинском рынке среди автобусов среднего и большого классов составила 30%, а большого и особого большого классов и вовсе превысила 50%.
Наталия Бачурина
Директор по продажам ООО «Черниговский автозавод»
За последние 15 лет в Украине реализованы десятки проектов Европейского инвестиционного банка на общую сумму 7 млрд евро. Очень важно донести, чтобы эти немалые средства уходили не только не приобретение новых транспортных средств, а и на развитие экономики Украины, а не других стран. В 2021 году на отечественный рынок вышли несколько новых производителей автобусов из Турции и Узбекистана.
И здесь возникает вопрос в целесообразности закупки более дорогих иностранных моделей, ведь техническое обслуживание их и ремонт в случае ДТП требует больших затрат и наличие соответствующей сети СТО и складов запасных частей. Если говорить про тендер для Николаева, то заказчиком на приобретение автобусов является городской совет, а значит груз по выплате кредита ляжет на плечи обычного населения.