X

Традиции украинских городов. Масленица: Товарищ, блинов!

Мир вокруг нас огромен и разнообразен, и в этом разнообразии теряются привычные с детства вещи. Разве не модно стало встречать Новый год на Кипре? Между тем, при всей любви к путешествиям есть дни, когда стоит остаться на родине. Один из них – Масленица, праздник из православного календаря, но с языческими корнями.

Мир вокруг нас огромен и разнообразен, и в этом разнообразии теряются привычные с детства вещи. Разве не модно стало встречать Новый год на Кипре? Между тем, при всей любви к путешествиям есть дни, когда стоит остаться на родине. Один из них – Масленица, праздник из православного календаря, но с языческими корнями.

Мир вокруг нас огромен и разнообразен, и в этом разнообразии теряются привычные с детства вещи. Разве не модно стало встречать Новый год на Кипре? Между тем, при всей любви к путешествиям есть дни, когда стоит остаться на родине. Один из них – Масленица, праздник из православного календаря, но с языческими корнями.

Казалось бы, куда уж проще? Зима на последнем издыхании, и скрыть скорое приближение весны невозможно. Люди на улице все чаще оглядываются по сторонам и замечают первые признаки пробуждения природы. Холод отступает под натиском солнечного света – а значит, самое время печь блины и жечь чучела. Пора на Масленицу.

Масленица – один из немногих праздников, оставшихся с языческих, дохристианских времен, причем изначальный смысл его смог пережить даже горнило православной адаптации. И это неудивительно – начало весны тогда прочно ассоциировалось с началом нового жизненного цикла, ключевую роль в котором играл будущий урожай. Собрал хороший урожай – можешь не переживать о ближайшем будущем, не повезло с погодой – зубы на полку. А поскольку мир вокруг наших предков состоял из нераскрытых загадок даже в большей степени, чем сейчас, помощи им ждать было не от кого. Разве что от самодельного чучела, которое нужно набить тряпками и старым мусором, сжечь в определенный день, а затем развеять пепел над полем – глядишь, засуха обойдет стороной.

Крещение Руси в буквальном смысле поставило крест на большинстве языческих ритуалов. Но масленица выжила – видимо, рисковать урожаем из-за новомодных вероисповеданий предки не решились. Нужно отдать должное ранним христианам – они не стали идти крестовым походом на консервативную оппозицию (хотя настроения были разные) и приспособили дорогой народу праздник к православным традициям.

  

Известная народная забава – покорение столба. Чтобы добраться до самого верха, до мешочков с золотом, нужны особые навыки. Или простые кошки, если нет желания обрасти занозами.

Несмотря на повальный отказ от гужевого транспорта, кузница подков все еще актуальна в нашей стране. Ведь если лошадей сменили машины, то суеверия так просто сдаваться не собираются.

В Переяслав!

Нужно сказать, что в разных уголках Украины регулярно пытаются возродить Масленицу в ее былом величии. И когда у нас созрел план снарядить небольшую этнографическую экспедицию, нам было из чего выбирать. Мы решили проводить зиму в Переяславе-Хмельницком – и недалеко от Киева, и самая что ни на есть Надднепрянщина, сердце и душа украинского народа. А поскольку маршрут не предполагал преодоления серьезных трудностей, решили радикально сэкономить на дорожных расходах. В качестве транспортного средства выбрали дизельный седан итальянской фамилии – Fiat Linea c мотором 1,3 Multijet. Его сильные стороны – в поистине выдающейся экономичности: дорога туда и обратно стоила нам лишь восьмой части бака. И это притом, что в путь отправились четыре рослых взрослых человека с полным багажником фото- и видеотехники. И ехали они чуть быстрее девяноста километров в час.

Linea оказалась неожиданно просторной – пожалуй, это наиболее комфортабельный седан из когорты «всемирных» автомобилей. Впятером было бы тесновато, но для четверых Fiat гарантирует удобство и покой даже с учетом наших ущербных дорог. После 130 км/ч (дело было на Бориспольском шоссе) начинает досаждать аэродинамический шум, но много ли у нас дорог с подобными ограничениями скорости? А на обычных междугородних шоссе сейчас лучше ездить, пригибаясь к земле и вынюхивая особо опасные ямы.

Рожденный в солнечной Турции Fiat Linea неплохо обжился в наших северных краях и не кажется иностранцем.

Наш экипаж достиг ворот музея ближе к середине торжеств. Поразило количество автобусов из разных концов страны и массовость гуляний. Как и на любой уважающей себя ярмарке, здесь можно купить все, что так мило сердцу настоящего этнографа – от детских свистелок, глиняных горшочков и монет до спиртосодержащих растворов, изготовленных в полном соответствии с местными традициями винокурения. И, разумеется, море самых разнообразных на вкус блинов. А если появилось желание преобразовать калории в энергию – добро пожаловать в кузнецы, верхолазы, а то и просто спеть что-нибудь для дорогой публики.

Но самое главное – ощущение искренней радости, исходящей от всех этих людей. Если вам кажется, что Масленица – не повод для веселья, значит, вы слишком долго не выходите из офиса. Жизнь намного проще – кончилась зима, и слава богу. Ждем потепления!

Fiat Linea

Отныне автомобили с дизельными двигателями – альфа и омега, главная движущая сила украинского авторынка. Все дело в новых пошлинах, которыми наше немного антинародное правительство обложило импортеров бензиновых машин объемом от 1,0 до 2,5 л. Следовательно, они подорожают на 7,8–15,6%, а вот дизельные – наверняка нет. И от этого станут еще более привлекательными. 1,3-литровый Fiat Linea развивает 95 л. с. мощности и 200 Нм крутящего момента, доступного с 1500 об/мин. Этого более чем достаточно, чтобы не теряться в городском потоке, а большего в наше трудное время желать не приходится. Зато расход топлива в 6,5 л на 100 км в городе и 4,0 л на трассе будет долго греть душу настоящего украинца. Коробка передач – 5-ступенчатая «механика» с довольно длинным ходом рычага. Некоторое неудобство компенсируется нечастыми переключениями – в городе будет вполне достаточно первой и третьей передач. Несмотря на просторный салон и объемный 500-литровый багажник, снаряженная масса авто составляет 1185 кг, причем не в ущерб жесткости кузова – достойный показатель, положительно влияющий на экономичность. А часто ли встречаются в этом классе 2-зонный климат-контроль и мягкое покрытие торпедо? То-то же.

После рестайлинга салон Linea перестал быть прибежищем аскета. Качественные материалы, обогащенная хромом приборная панель существенно преобразили автомобиль.

Мобильный интернет помогает автомобилистам

Двадцать лет назад, отправляясь в подобную поездку, пришлось бы обложиться картами, путеводителями и запастись терпением… В этом тоже была своя романтика, однако о каком-либо удобстве говорить не приходилось. Да и «достать» приличный путеводитель в те времена было большим везением и мечтой любого автолюбителя… Сегодня же каждый желающий может иметь доступ хоть к спутниковым картам с детализацией, хоть к библиотеке Конгресса США из любой точки Украины. 20 лет назад МТС (тогда называлась UMC) впервые в нашей стране построила сеть мобильной связи. Телефоны тогда были громоздкими и не помещались в карман рубашки, но их можно было носить на поясе и не переживать о пропущенных важных звонках. Спустя годы наши запросы кардинально изменились: в современных аппаратах функция телефонии уже не является единственной – смартфоны нового поколения вполне могут выступать в качестве замены рабочих офисов. Отправляясь за новыми впечатлениями то ли в ближнюю провинцию, то ли в другой конец страны, вместе с телефоном «берешь» с собой и электронный почтовый ящик, и любимый Facebook или Вконтакте, и библиотеку с терабайтами доступной в любой момент информации. О такой вещи, как GPS-навигация, и говорить не стоит… Что особенно приятно – теперь вся эта роскошь доступна всем. «Супер МТС 3D Ноль» – так называется новый тариф, который мы успели протестировать во время поездки. Очевидно, что тариф действует сразу в трех «измерениях»: звонки, SMS и мобильный Интернет. Пакетного набора бесплатных минут, сообщений и мегабайт нам вполне хватило, чтобы целый день искать нужную информацию в незнакомой местности.

Если кто-нибудь думает, что жизнь новых русских была под стать малиновому пиджаку, пусть взглянет на этот телефон начала 90-х годов. Такой не поцепишь на ремень – особенно с учетом, что большую часть базы занимает тяжелый аккумулятор.

Евгений Пономаренко
Фото автора и Nokia