X

Токийский автосалон: Завтра начинается сегодня

Автошоу в Токио сегодня – главная арена демонстрации передовых автомобильных технологий. Именно здесь можно увидеть, как станет развиваться и куда будет двигаться не только японский, но и весь мировой автопром.

Автошоу в Токио сегодня – главная арена демонстрации передовых автомобильных технологий. Именно здесь можно увидеть, как станет развиваться и куда будет двигаться не только японский, но и весь мировой автопром.

Автошоу в Токио сегодня – главная арена демонстрации передовых автомобильных технологий. Именно здесь можно увидеть, как станет развиваться и куда будет двигаться не только японский, но и весь мировой автопром.

Настойчивость и трудолюбие японцев способны буквально сдвигать горы. Там, где еще вчера плескался Тихий океан, сегодня взметнулись ввысь многочисленные небоскребы. Чтобы понять, что такое японский автопром, достаточно всего нескольких цифр. Каждый 12-й работающий японец занят в автомобильной отрасли. Только в прошлом году в Стране восходящего солнца было выпущено более 8,7 млн. легковых машин, из которых более 4,2 млн. экспортировали в другие государства. Поэтому девиз нынешней выставки «Driving Tomorrow!» from Tokio» («Едем в завтра из Токио») не показался таким уж амбициозным. Соответственно, обзор экспонентов мы начнем именно с японских производителей.

Тенденции

Большинство компаний продемонстрировали различные гибридные установки с использованием электромоторов и топливных элементов. Второе направление – поиск оптимальных компоновочных схем и разнообразных вариантов трансформации салона. Причем несколько моделей были четко персонифицированы – например, специально для молодежи, для мам или даже для собак. И наконец, последнее – большое количество мини-, микро- и максивэнов.

Toyota

Лидер японского автопрома компания Toyota Motor Corporation проводила выставку под собственным лозунгом «Экологичность и эмоциональность». Самый яркий из экспонатов – компактвэн для молодежи длиной 3,92 м с непонятным коротким именем bB. Это своеобразный «камерный» ночной клуб на колесах с броским интерьером, светомузыкой и мощным звуком из девяти динамиков.

Более привычно выглядит Estima Hybrid. Большой классический минивэн на 7 мест, возможно, сменит Previa и попадет в наши края. Гибридная силовая установка, как у внедорожника Lexus RX400h, объединяет бензиновый 2,4-литровый двигатель и два электромотора (один спереди в блоке с ДВС, другой – сзади), обеспечивающие полный привод.

FSC, другой концептуальный однообъемник, короче, чем Estima (4,67 против 4,82 м), и способен вмещать до 6 человек. Трансформировав задний диван, можно перевозить либо крупногабаритные грузы, либо двух пассажиров.

О самом футуристическом автомобиле – четырехместном концепте Fine X мы уже сообщали (см. «АЦ», № 44). Напомним только, что длина его – 3,86 м, работает он на топливных элементах, стоит на четырех поворачивающихся колесах-электромоторах, передние кресла салона могут разворачиваться, а пол опускается, облегчая посадку/высадку. Интересно, что первым машину, способную вращаться на месте, показал американский Jeep, мотор-колеса впервые продемонстрировали на Mitsubishi Lancer MIEV, а «тойотовцы» объединили эти и другие инновации в одном авто.

Но самым необычным концептом стало передвижное кресло на колесах i-swing. Благодаря гироскопам оно уверенно стоит на двух колесах, окружено травмобезопасными панелями, подсветку которых можно изменять по настроению.

Lexus

Бренд Lexus является пионером серийного производства люксовых моделей с гибридным приводом. Очередным подарком состоятельным защитникам окружающей среды стал респектабельный седан LF-Sh – прообраз нового флагмана марки Lexus. Полный привод вкупе с гибридной силовой установкой, включающей электромотор и бензиновый V8, гарантирует высокие динамические показатели, топливную экономичность и экологичность.

Daihatsu

Для нынешнего автошоу компания выбрала слоган «Все будет компактно», и приготовленные для показа модели вполне соответствуют теме.

Ultra fuel economy (ультраэкономичный) – так расшифровывается название концепта UFE-III. Автомобиль способен проехать на одном литре 72 км. UFE-III рассчитан на троих – одно кресло расположено спереди и два – сзади. Шоу-кар из алюминия и пластика весит всего 440 кг и имеет коэффициент лобового сопротивления 0,168. Трехцилиндровому бензиновому двигателю объемом 0,66 л при разгоне помогают два электромотора.

Наши предположения о скором начале серийного выпуска компактного SUV, который во Франкфурте показали под названием D-compact 4×4, оправдались. Сменив имя на Be-Go, автомобиль займет место устаревшего Terrios. По сравнению с предшественником Be-Go вырос почти до 4 м в длину, 1,7 м в ширину и столько же в высоту, а колесная база достигает 2,6 м. Пятиместный SUV приводит в движение экономичный 1,5-литровый бензиновый двигатель.

Nissan

Второй по величине производитель автомобилей в Японии, компания Nissan Motor Company, уже несколько лет неуклонно наращивает продажи. В этом году сбыт автомобилей Nissan достиг рекордной отметки 3,67 млн., что на 1 млн. больше, чем в прошлом. Таким образом, за 3 года компания выполнила все пункты своего стратегического плана «Nissan 180», который предполагал не только существенный прирост продаж, но и ликвидацию долгов и повышение рентабельности до 8%. В Токио Nissan не ограничился одним девизом и посвятил свою экспозицию трем основным темам: «Жить современно», «Удовольствие от вождения», «Инновационные технологии», что, в общем-то, вполне соответствует духу выставки. А подкрепить эти слова должно было большое количество концептов и прототипов – целых 8. Самый яркий и самый инновационный из них – 2,7-метровый трехместный городской электромобиль с таким привычным нам названием Pivo (см. «АЦ», № 43). Главная особенность машины – кабина, способная поворачиваться на 360 градусов. Среди других новшеств – компактная литий-ионная батарея, два электромотора, каждый из которых приводит свою пару колес, управление по проводам без механических приводов, проекционная приборная панель и инфракрасный блок управления климатом, аудио и навигацией, реагирующий на взмахи пальцев!

Тему «Удовольствие от вождения» развивал концепт-кар Foria – компактное купе класса люкс с посадочной формулой 2+2. В элегантном дизайне гармонично сочетаются классика и современность. Заднеприводный полноуправляемый автомобиль оснащен автоматической КПП с возможностью переключения «лепестками» на руле. Но настоящий ажиотаж вызвало купе GT-R Proto. Новое поколение культового в Японии Skyline GT-R «ниссановцы» обещают запустить в производство в 2007 году, причем впервые GT-R будет создан как самостоятельная модель, а не на основе седана. Четыре больших круглых задних фонаря сзади – не подражание Ferrari, а традиционная черта всех Skyline GT-R. Под задним бампером – диффузор и четыре выхлопные трубы. Если раньше GT-R предназначался прежде всего для японского рынка и выпускался только с правым рулем, то теперь он будет продаваться по всему миру.

«Жить современно» – этому девизу в полной мере соответствует большой (длина 4,9 м) шестиместный многоцелевой минивэн Amenio. Он предназначен для тех, кто ценит возможности трансформации салона и высокий комфорт. В центре приборной панели расположен широкоформатный 18-дюймовый дисплей, который виден любому пассажиру. В режиме City Browsing («Просмотр города») можно без труда сориентироваться в любом мегаполисе. Кроме того, у системы есть еще два достаточно любопытных режима. Например, переключившись в Earth Browsing («Просмотр земли»), можно любоваться видом из космоса на автомобили, движущиеся по Земле, а в режиме Space Browsing («Просмотр космоса») – наблюдать созвездия, находящиеся по пути следования машины. Кроме того, у водителя есть монитор, на котором отображается происходящее вокруг автомобиля в режиме реального времени.

Предсерийный 5-местный минивэн Wingroad в длину поменьше, чем Amenio – 4,4 м, но при этом он столь же комфортабельный: все сиденья оснащены регулировками продольного положения и угла наклона, причем задние сдвигаются на 12 см, а вместе со сложенными передними образуют кровать.

Honda

4Sports Concept позволяет предположить, как будет выглядеть следующее поколение седана Accord, которое появится в продаже в 2008 году. Маленькие окошки, мощные колесные арки, обилие острых граней – все это создает довольно агрессивный облик. Стильный интерьер выполнен из алюминия, дерева и кожи. О технической «начинке» говорить пока рано, но одно известно точно – машина будет оснащена системой активного полного привода SH-AWD, уже опробованной на модели Legend.

Если 4Sports Concept предназначен прежде всего для людей, то в концепте W.O.W. чувствовать себя как дома будут не только люди, но и собаки. Расшифровывается эта аббревиатура как «удивительный фургон c открытым сердцем» (Wonderful open hearted wagon). W.O.W. имеет три ряда сидений, в каждом из которых по два раздельных кресла. Если пассажиров меньше шести, средний ряд можно сложить и получить специальное место для лучшего друга человека – собаки. Для собачки, не отличающейся гигантскими размерами, есть отдельная резиденция рядом с водителем в «бардачке». Чтобы песику было комфортно, к «автобудке» можно подвести шланг вентиляции салона. Такое внимание к четвероногим друзьям объясняется тем, что в каждом пятом японском жилище есть собака.

Концептуальный кроссовер FCX получил гибридный электроводородный привод с тремя электромоторами – передний (80 кВт) объединен с КПП и приводит в движение передние колеса, а два 25-киловаттных задних являются мотор-колесами.

Suzuki

Семейный минивэн-«броневичок» P.X. в стиле «техно» выглядит весьма агрессивно: маленькие окна, узкие прорези фар и воздухозаборников, мощные колесные арки. Внутри – три ряда шикарных кресел Recaro, причем средний ряд – съемный. Под капотом – 2,0-литровый бензиновый мотор и 4-ступенчатый «автомат».

Полная противоположность P.X. – еще один концепт минивэна по имени Ionis. Создателей футуристичного дизайна этого автомобиля вдохновила водная стихия: благодаря большой площади остекления, крупным причудливым фарам из голубого стекла, прозрачной крыше он напоминает застывшую ледяную каплю на колесах. Голубая подсветка в салоне и ЖК-дисплей приборной доски продолжают водную тему. Пассажирам предоставлен беспроводный доступ в Интернет и спутниковое телевидение. В движение Ionis приводит силовая установка на топливных элементах, расположенных под днищем.

Автомобили бывают не только для пап, но и для мам. Именно такое предназначение у Mom's Personal Wagon. Машина создана специально для женщин, которые совершают ежедневные поездки с маленькими детьми. Интерьер MR Wagon прост и уютен. Кресло переднего пассажира легко сдвигается вперед, открывая маме свободный проход к заднему сиденью с детишками. Под капотом – 3-цилиндровый моторчик и автоматическая КПП.

Subaru

Новый девиз марки Subaru: «Думай. Чувствуй. Управляй». Это главное, что производитель хотел сказать автомобилистам своими новыми моделями. Хотя они и гарантируют вам высокий уровень безопасности и комфорта, но не будут ничего за вас делать до тех пор, пока вы сами справляетесь с вождением.

Концепт B5-TPH (Turbo Parallel Hybrid) создавался для тех, кто наконец вытребовал у начальника неделю отгула, взял в охапку любимую женщину и уехал на выходные подальше от шумного города. Среди особенностей B5-TPH – полный привод, гибридная силовая установка, состоящая из электромотора и 2,0-литрового бензинового турбодвигателя (260 л. с.), отличная управляемость и большой дорожный просвет (200 мм).

Mitsubishi

Несколько месяцев ранее, на автошоу во Франкфурте, дебютировал хэтчбек Concept-Sportback. В Токио эта машина появилась с кузовом седан и под именем Concept-X. Римская цифра X намекает, что это прототип нового поколения Lancer Evolution. Крыша, крышка капота и некоторые другие кузовные панели изготовлены из алюминия. Коробка передач – 6-ступенчатая автоматизированная «механика», двигатель – 2,0-литровый с турбонаддувом.

Полноприводный минивэн Concept-D:5 построен на базе нового поколения SUV Outlander. Шестиместный автомобиль с большим дорожным просветом и минимальными свесами, возможно, в будущем придет на смену модели Delica (в Европе – Space Gear).

В отличие от «кубика» Concept-D:5, компактный однообъемник i очень скоро поступит в продажу в Японии. При длине машины 3395 мм и колесной базе 2550 мм в салоне могут с комфортом разместиться четыре человека. 0,66-литровый двигатель с турбонаддувом (64 л. с.) расположен сзади.

Mazda

Команде дизайнеров во главе с Ацухико Ямада удалось создать фантастический, очень выразительный дизайн концепта Senku. Здесь нет ни одной лишней, надуманной детали, фальшивых воздухозаборников и ненужного декора! Нет и элементов, необходимых обычным машинам: зеркал (они заменены видеокамерами) и дверных ручек (двери сдвигает электропривод). Светотехника умело замаскирована: передние фары встроены в решетку радиатора, задние – под стеклом. Интерьер концепта не менее экстравагантен. Приборы и сенсорная клавиатура компьютера расположились в центре рулевого колеса. На Senku установлен роторный двигатель нового поколения. Он расположен в базе, за передней осью, и дополнен гибридным модулем. Автомобиль отличается идеальной развесовкой по осям (50/50) и низким центром тяжести.

Еще один концептуальный гибрид Premacy RE Hybrid получил силовую установку, включающую роторный двигатель от купе RX-8 в блоке с электромотором, и водородные топливные элементы. При старте или движении в пробке передние колеса приводятся с помощью электродвигателя, а при резком наборе скорости или динамичном драйве подключается роторный ДВС.

Новое поколение минивэна MPV оснащено двигателем объемом 2,3 л с прямым впрыском и турбонаддувом. Особое внимание уделено безопасности автомобиля. MPV оснащается адаптивным круиз-контролем и системой телеметрии, которая позволяет обмениваться данными с приближающимися транспортными средствами, сообщая водителю об опасности.

Ford

Как будет выглядеть новое поколение Ford Escape, можно предположить, глядя на концепт Equator. Расширенные колесные арки, 19-дюймовые диски, алюминиевые элементы декора и фары на светодиодах сделали внешность машины более «мускулистой». В салоне – сиденья с развитой боковой поддержкой, навигационная система и электронный компас. Вместо традиционного рычага КПП – кнопочный переключатель. Под капотом – 3,0-литровый V6 (197 л. с.).

Audi

Концепт-кар Audi Shooting Brake со временем должен сменить модель ТТ. Двигатель мощностью 250 л. с. разгоняет машину до «сотни» за 6 с. Коробка передач – шестиступенчатая механическая. Максимальная скорость ограничена 250 км/ч.

Volkswagen

Создатели концепта Volkswagen Eco Racer заявляют, что их целью было построить экономичный, динамичный и яркий автомобиль. При расходе топлива всего 3,4 л на 100 км максимальная скорость достигает 230 км/ч, а до «сотни» машина разгоняется за 6,3 с. Благодаря кузову из углепластика Eco Racer весит всего 850 кг. Турбодизель мощностью 136 л. с. расположен в базе сзади.

ItalDesign

Джорджетто Джуджаро отметил пятидесятилетие творческой деятельности проектом Ferrari GG50. Похоже, маэстро воплотил в облике модели все лучшее, что присуще итальянской «карроссери». GG50 построен на платформе Ferrari 612 Scaglietti, но на 90 мм короче.

Mini

В Mini Concept Tokyo дизайнеры компании воплотили идею небольшого авто для пикника. На крыше спрятаны складные столик и два кресла, в багажнике – коробка со столовыми приборами. Еще одна «изюминка» – коврик, стилизованный под британский флаг, чтобы усевшись, выпить чашечку настоящего английского чая.

DaimlerChrysler

Небольшой однообъемник Chrysler Akino – дитя японского дизайнера Акино Цучийя, рожденное в недрах калифорнийской студии DaimlerChrysler. В отделке интерьера использован бамбук и другие натуральные материалы.

Mercedes-Benz F600 Hygenius – своеобразная лаборатория на колесах. В качестве силового агрегата используется электромотор мощностью 115 л. с., получающий энергию от топливных элементов.

Hyundai

Корейская Hyundai Motor Co. привезла в Токио концепт полноразмерного SUV под названием Neos-3. Стиль полноприводного люксового внедорожника создан японским дизайн-центром компании. Под массивным капотом – новый 4,6-литровый V8 и 5-ступенчатая автоматическая КПП.

 Юбилейный 39-й

Прочитав заголовок, вы можете с недоумением заметить, что число 39 мало подходит на роль «круглой» даты. Но не спешите с выводами. В нынешнем году Международное мотор-шоу в Токио отметило 50-летний юбилей, хотя по счету это 39-й автосалон! Дело в том, что до 1973 года выставки легковых и грузовых авто проходили ежегодно, а потом четные годы отдали коммерческому транспорту. Ну а первый автосалон состоялся под открытым небом в Парке Хибия в 1954 году. Сначала машины стояли в парке и на стадионе, и только через 5 лет появился специальный выставочный павильон. С 1989 года Токийское мотор-шоу проходит в новом современном экспоцентре «Макухари Мессе». Нынешняя выставка собрала 239 экспонентов из 13 стран, а посетители смогли увидеть 79 мировых премьер. Предыдущий автосалон посетили 1,42 млн. человек, а в нынешнем ожидается 1,5 млн. благодаря тому, что продолжительность работы выставки увеличили до 17 дней, включая три уик-энда.

 Гайдзины

Этим словом в Японии за глаза называют иностранцев. Ничего оскорбительного в нем нет, просто японцы с присущей им терпимостью и вежливостью заранее прощают иностранцам промахи и ошибки, связанные с иными культурными традициями и совершенно другим образом жизни. Несмотря на культурные и прочие отличия, зарубежные производители прониклись духом салона и представили столь же неординарные концепты и прототипы.

Сергей Иванов, Сергей Тарнавский
Фото авторов

Редакция благодарит Toyota Украина за помощь в подготовке материала

Все фотографии с Токийского автосалона смотрите на сайте www.autocentre.ua