X

Тест Citroеn C-Elysee: на бортовом компьютере цифра – 2,6 л/100 км

Как только цены на топливо достигли своего максимума, мы задались целью – добиться минимального расхода горючего на одной поездке.

В ходе эксперимента был зафиксирован рекорд Украины – самый низкий расход топлива на дизельном авто.

Наименьший расход топлива на дизельном автомобиле с объемом двигателя 1,6 л по маршруту Донецк – Львов. С такой формулировкой Книга рекордов Украины зафиксировала рекорд, установленный в ходе автопробега с востока на запад страны протяженностью 1320 км на автомобиле Citroеn C-Elysee с 5-ступенчатой механической КП.

В запланированном маршруте самым сложным для экономии топ­лива был участок дороги между Донецком и Харьковом. Во-первых, он не везде хорошего качества. Во-вторых, местность там слишком холмистая, с затяжными подъемами. Да и небольших городов по маршруту хватает. Все это влияет на расход топлива.

Учитывая, что маршрут проходит через столицу, решили планировать поездку так, чтобы Киев пришелся на ночное время, когда нет  большого движения.

От Харькова до Львова трасса отличная, и на пути только два больших города – Полтава с разбитой дорогой и Киев. Остальные крупные населенные пункты проезжаются по окружным дорогам.

Поехали

Старт состоялся  в 12:00 на АЗС, расположенной на выезде из Донецка в сторону Харькова. Автомобиль был заправлен «до полного» – по расчетам, 48-литрового бака должно хватить до Львова. Прибыли представители Книги рекордов Украины, заполнили необходимые документы, обнулили показатели бортового компьютера. Именно его данные были использованы для регистрации рекорда. Повлиять на них в дороге нельзя – фиксируются общий пробег, средний расход топлива на данном отрезке и средняя скорость.

Температура снизилась до четырех градусов тепла. После третьей порции кофе отправляюсь в путь. Погода не радует: тучи, гидрометцентр обещает дожди по всему маршруту, а это еще один фактор, способствующий увеличению «аппетита» автомобиля.

За окном проплывают города Константиновка, Краматорск, Славянск. Тогда в них состояние дорожного покрытия было хорошее, по крайней мере, там, где двигался транзитный транспорт. Однако множество светофоров осложняли равномерное движение – приходилось притормаживать и ускоряться, тратя лишние граммы топлива. Но сегодня такие «проблемы» кажутся смешными, ведь буквально пару дней спустя в Славянске начали захватывать здания и ставить блок-посты на дорогах. Так что мне еще крупно повезло.

А вот участок трассы в Изюме и Чугуеве отличается от предыдущих городов – ямы, разорванные обочины. На некоторых мостах в асфальте такие дыры, что приходится «ползти на пузе».

В таком режиме удается снизить расход топлива с 2,9 л до 2,8 л/100 км. Но впереди еще одно испытание – коварная северная часть окружной дороги Харькова длиной около 50 км, где асфальт в отличном состоянии, однако сплошь и рядом – затяжные подъемы. Не исключаю, что именно здесь расход топлива вернется к предыдущей отметке – 2,9 л/100 км.

Каково же было удивление, когда бортовой компьютер снизил показатель еще на одну десятую – до 2,7 л/100 км. Впереди более-менее ровная дорога до Киева и дальше до Ровно, так что его вполне реально закрепить. Последний участок до Львова длиной около 200 км хоть и холмистый, но на средний расход повлиять не должен.

Ровных 1000 км

На оставшихся 1000 км от Харькова до Львова приходится бороться за снижение расхода всего на 0,1 л. Вот это испытание! Нежнейшая работа с педалью акселератора – буквально миллиметровые движения. Экономится каждый грамм топлива. Так, при движении в гору я прекращал подачу горючего за мгновение до выезда на вершину, чтобы эти несколько десятков метров машина прошла накатом и обороты двигателя снизились до минимально необходимых для движения по ровной дороге. При спуске тоже стоит непростая задача – катиться на нейтральной передаче, чтобы сильнее разогнаться или съезжать на максимальной передаче, но тогда происходит подтормаживание двигателем. В первом случае тратится 0,2–0,5 л топлива на «сотню», во втором – 0 л. Решал в зависимости от трафика и крутизны уклонов.

Светало. Позади 18 часов пути. На очередной АЗС уже стандартная процедура – из машины выгружаются стаканы из-под кофе, пустые упаковки, оставшиеся от печенья и прочей еды. Снова закупается кофе и перекусы. Расход топлива по-прежнему 2,7 л/100 км.

За окружной Ровно начинается пос­ледний холмистый участок. Насчет расхода топлива я уже спокоен: от Харькова до Ровно он не изменился, а значит, укрепился.

С представителями Книги рекордов договорились встретиться на подъезде ко Львову, чтобы в городской суете не спровоцировать повышение среднего потребления горючего. На бортовом компьютере цифры в очередной раз изменились на одну десятую – 2,6 л/100 км!

Представители Книги рекордов Украины есть во всех областях страны. Из Донецка нас провожал типичный «англичанин», а во Львове встречала молодая семейная пара. Обе стороны – журналисты местных изданий.

Всего на установление рекорда ушло чуть более суток – 26 часов, из которых около 22 часов проведено за рулем автомобиля. Остальное время потрачено на пит-стопы для пилота – за всю дорогу было выпито символических 2,6 л кофе. На преодоление всего участка понадобилось чуть более 34,0 л дизельного топлива.

Иван Терентьев о рекорде
На установление рекорда пошел ради интереса, плюс хотелось выяснить наименьший расход топлива своего автомобиля. Маршрут специально подбирал как можно длиннее, чтобы на нем были участки с различным рельефом и качеством дороги, а средний показатель расхода топлива наиболее «средним». Замечу, что таких низких показателей возможно добиться только на низких скоростях. Для движения по трассе в повседневной жизни я бы рекомендовал двигаться ближе к разумной скорости – 90 км/ч. Езда с городской скоростью чревата созданием аварийных ситуаций. Поэтому за 26 часов автопробега почти половину времени я «посвятил» зеркалам заднего вида.

Техника экономии
Заявленный производителем расход топлива на C-Elysee составляет 3,9 л/100 км. Однако при вычислении данных цифр автомобиль едет на разрешенных загородных скоростях – около 90 км/ч. Во время установления рекорда машина двигалась на пятой передаче с минимально возможной скоростью – около 60 км/ч. Невысокая скорость, отсутствие обгонов и равномерное движение – залог низкого расхода топлива.

Фото автора и Сергея Кузьмича