Из «мужских» напитков законопослушный автомобилист в течение дня может позволить себе разве что безалкогольное пиво. Но злые языки твердят, что безалкогольное пиво – первый шаг к резиновой женщине. Дескать, вкус и последующие ощущения от такого продукта уж очень далеки от удовольствия, доставляемого настоящим ячменным напитком. Так ли это на самом деле, по просьбе «Автоцентра» выясняли эксперты украинского научно-исследовательского центра независимых потребительских экспертиз «Тест».
Из «мужских» напитков законопослушный автомобилист в течение дня может позволить себе разве что безалкогольное пиво. Но злые языки твердят, что безалкогольное пиво – первый шаг к резиновой женщине. Дескать, вкус и последующие ощущения от такого продукта уж очень далеки от удовольствия, доставляемого настоящим ячменным напитком. Так ли это на самом деле, по просьбе «Автоцентра» выясняли эксперты украинского научно-исследовательского центра независимых потребительских экспертиз «Тест».
Безалкогольное пиво – на вкус, на запах, на цвет
Продукт, называемый безалкогольным пивом, действительно является пивом. То есть технология приготовления безалкогольного пива существенно не отличается от производства обычного, да и компоненты те же – вода, ячмень и хмель (см. «Как делают пиво»). По сложившейся за рубежом традиции, безалкогольным называют пиво «крепостью» до 0,5%. В Украине этот продукт начали выпускать недавно, и специальные государственные стандарты на него не разработаны. Каждый производитель устанавливает собственные ТУ (технические условия), утверждает их и начинает производство.
Для тестирования безалкогольного пива мы купили 7 его сортов. Бутылки стоимостью свыше 3,5 гривни не покупали – решили, что для пива это дороговато. На тестирование попали четыре украинские марки пива («Оболонь», «Рогань», «Сармат» и «Славутич») и три российских – «Балтика», «Бочкарев» и «ПИТ». Все пиво светлое, почти все (кроме «Сармата») – пастеризованное. Практически все бутылки из коричневого стекла, кроме «Оболони», разлитой в зеленые. В ходе теста учитывались следующие параметры: качество маркировки и упаковки, органолептические достоинства напитка (вкус, запах, внешний вид), а также его физико-химические показатели. По сумме показателей выводили общую оценку каждого образца (см. таблицу тестирования).
Физико-химические испытания
В лаборатории пиво проверяли на содержание сухих веществ в начальном сусле и спирта. У всех тестируемых образцов фактическое (то есть проверенное в лаборатории) содержание спирта не превышало указанного на этикетке. У большинства производителей там значились показатели до 0,5%. Только на этикетке «Сармата» указано «не более 1,2%». Впрочем, фактически в этом пиве обнаружили 0,55% алкоголя – почти столько же, как и в других. Но до признанной украинским законодательством «черты», за которой напиток считается алкогольным (1,5% спирта), ни один из «испытуемых» не дотянул. Так что все тестируемое пиво действительно безалкогольное, и выпитая бутылочка такого напитка не создаст проблем автомобилисту (алкоголя в крови не обнаружат). Чтобы захмелеть, придется «влить в себя» несколько десятков литров такого пива.
В ходе проверки по второму показателю – содержанию сухих веществ в начальном сусле – у экспертов возникли претензии к маркировке наших «экзаменуемых». Дело в том, что потребители пива привыкли выбирать ячменный продукт по его плотности. В обычном пиве массовая доля сухих веществ в начальном сусле (экстрактивность) указана на этикетке. Для безалкогольного пива это всего лишь технологический показатель (после выпаривания спирта плотность снижается примерно вдвое), хотя на бутылках «Балтики», «Оболони» и «Славутича» указана именно массовая доля сухих веществ в начальном сусле – 11-12%. На напитках других российских производителей (кроме «Балтики») указано реальное содержание сухих веществ в начальном сусле, доказанное лабораторными исследованиями, – 6 – 8%. Впрочем, за несоответствие показателя плотности оценка не снижалась. Ясно одно: почувствовать ярко выраженный вкус безалкогольного пива не удастся.
Упаковка и маркировка
Замечаний к упаковке не было. Но маркировкой остались довольны не все эксперты. Многие производители пива не указывают дату его производства и срок хранения, обозначена только дата окончания срока годности. Из-за этого невозможно определить, насколько свежее пиво «Сармат», «Оболонь», «Славутич», «Балтика». А ведь многие любители пенного напитка при выборе ориентируются именно на свежесть продукта.
На этикетке пива «Сармат» забыли указать главный компонент пива – воду (оценка по маркировке – «хорошо»). Производители «Рогань» вообще не указали содержание спирта и сухих веществ в начальном сусле – два основных показателя, по которым классифицируют пиво. Оценка за маркировку «Рогань» была снижена до «удовлетворительно». Частенько на этикетках стоят цифры без сопроводительных слов. И если надпись «0,5 л» хотя бы ассоциируется с объемом, то цифра 12% без пояснений ставит некоторых потребителей в тупик (многие до сих пор думают, что это массовая доля спирта).
Еще один «этикеточный» нюанс. Чтобы помочь любителям пива определить оптимальную температуру потребления, некоторые производители наносят на этикетку термознак – значок или надпись, которая меняет цвет в зависимости от температуры. В нашем тесте термознак имели два пива – «Балтика» и «Оболонь». На бутылке, только что вынутой из холодильника, термознак «проявляется», а когда пиво нагревается – исчезает. Как и обычное пиво, теплое безалкогольное впору пить только как лекарство, но никак не для удовольствия.
Органолептическая оценка
Конечно, на вкус и цвет товарищей нет, но если за дело берутся 14 экспертов, оценивающих «обезличенные» напитки, определенные выводы сделать все же можно. Именно в ходе такого тестирования оценивались вкусовые достоинства продукта. На балл влияли цвет и прозрачность янтарного напитка, его аромат и вкус при температуре 12 С.
Сначала оценивался внешний вид напитка. Пиво, налитое в бокал, должно быть прозрачным (допускается еле заметное замутнение), при просматривании на свет светлое пиво искрится и дает блеск. Для светлых сортов пива характерным является светло-золотисто-желтый цвет – считается, что он является показателем тонкого нежного вкуса. По внешнему виду замечания возникли только к пиву «Рогань» (цвет и прозрачность оценены как «хорошие»): пиво было темнее остальных образцов и немного мутноватым. Темнее других оказался и «Бочкарев».
Признаком высокого качества пива является густая и стойкая пена. Пиво с плотной пеной обладает полнотой вкуса и долго сохраняет свежесть. Пена может быть компактной, мелкой, плотной, пузырчатой, рыхлой, неустойчивой. Пенообразование характеризуется двумя показателями: высотой и стойкостью. Высота пены (для пива различной экстрактивности начального сусла) должна быть не менее 20 – 30 мм. В нашем тесте все образцы имели пену выше 30 мм. Так что любителям сдувать пену подойдут все тестируемые напитки. Самая высокая пена у «Бочкарева» – 60 мм, самая низкая у «Балтики» – 35 мм. Под пеностойкостью подразумевают время, прошедшее с момента возникновения пены до ее разрушения (в идеале не менее 2 минут). По этому показателю на полюсах те же напитки, но наоборот. Дольше всего держалась пена у пива «Балтика» – 6 минут, меньше всего у «Бочкарева» – 3,5 минуты. У других видов этого напитка пена осела спустя 4 – 5 минут.
Все типичные сорта пива различаются между собой ароматом. Для светлого пива характерен хмелевой аромат. Отклонения от процесса пивоварения приводят к различным дефектам. Если пиво готовят из солода не очень высокого качества его аромат будет «пустым», с запахом травы или сена. При излишнем количестве дрожжей и высокой температуре дображивания пиво получает дрожжевые «нотки». По микробиологическим причинам у пива появляется запах зеленых яблок, творога или сыворотки, лекарств, мыла или прокисших продуктов. Если сусло недостаточно интенсивно кипятить, пиво будет больше похоже на охмеленное сусло, а не на готовый напиток. Если же наоборот, перестараться с температурой, в пиве появится карамельный аромат, запах меляссы и горький привкус. Сильных посторонних запахов в тестируемых образцах обнаружено не было. Дегустаторы пожелали «Сармату», «Оболони», «Славутичу» и «Рогани» большей полноты и насыщенности запаха. В запахе пива «Балтика» чувствовалась кислинка. А запах пива «ПИТ» был с медовым нюансом.
Вкус пива определяют многие факторы. Придаваемый пиву качественным хмелем и солодом называют чистым. Хмелевая горечь в пиве хорошего качества должна ярко ощущаться только в момент его употребления, а потом горечь быстро проходит. Горечь не должна быть сильной и терпкой. К вкусу пива у пробантов были определенные замечания. «Бочкареву» присущ сладкий вкус без характерной горечи. Терпковатый привкус отмечен у пива «ПИТ», «Сармат» оказался кисловатым. Вкус этих трех напитков оценен как «хороший». Жаль, но «отличного» вкуса не оказалось ни у одного образца.
Цена и качество
Безалкогольное пиво стоит чуть дороже обыкновенного светлого. Объясняется это тем, что технология его производства сложнее. Средняя цена бутылки безалкогольного пива составила 2,15 грн. Самое дорогое пиво этой категории – «Бочкарев» (3,18 грн.), самое дешевое – «Рогань» (1,74 грн.). С теми или иными замечаниями, но все семь образцов получили общую оценку «хорошо». «Отличников», увы, не оказалось, как впрочем, и «троечников», и «двоечников». Таким образом, качество представленного в Украине недорогого безалкогольного пива примерно одинаковое, то есть потребитель может выбрать напиток, ориентируясь на собственный вкус: кому с горчинкой, кому с кислинкой. Хотя получить такое же удовольствие от безалкогольного пива, как от настоящего, удастся не всем. Бутылочка «водительского» продукта поможет поддержать компанию хороших «пеших» друзей или утолит жажду в дороге.
Как делают пиво | |
| |
Пиву – 6000 лет! | |
| |
Заявленные характеристики безалкогольного пива |
|
Результаты тестирования безалкогольного пива |
|