X

Школа SUV: Внедорожный гранд

Почему у настоящих внедорожников есть полный привод с раздаточной коробкой? Как он работает на бездорожье и как правильно пользоваться пониженным рядом, если он есть?

Вместе с Сергеем Волощенко, ведущим «Первого автомобильного канала», мы расскажем владельцам SUV и внедорожников, как узнать истинный потенциал их машин. Раскрывать козыри полноприводной техники будем на примере обновленного Suzuki Grand Vitara с «честным» полным приводом.

Сегодня каждый четвертый продаваемый в Украине автомобиль – SUV либо внедорожник. И популярность таких машин продолжает расти. Но увеличивая количество моделей со всеми ведущими колесами, производители чаще всего стараются удешевить их конструкцию за счет отказа от истинно внедорожных ценностей. В первую очередь упрощается полный привод. Классическим уже считается 4х4, в котором по умолчанию ведущими являются передние колеса, а задние подключаются через муфту по команде электроники. У этой концепции немало плюсов, но если снега по колено или под колесами раскисшая грязь, больше шансов выехать на классическом полном приводе – с блокировками и и «понижайкой».

Единственным авто в сегменте, по-прежнему вооруженным такой техникой, остается Suzuki Grand Vitara. После обновления «японец» оснащается только бензиновым мотором 2,4 л (165 л. с.) и может быть оборудован как МКП, так и «автоматом». Причем поклонники внедорожных талантов модели часто отдают предпочтение именно «механике», доля которой в общем объеме продаж этой модели доходит до 40%. Хотя даже с АКП она умеет значительно больше, чем «одноклассники» с ­«ручкой» и «муфтой».

Наличие адекватного клиренса в 200 мм и интегрированной рамы вкупе с раздаточной коробкой и принудительной блокировкой межосевого дифференциала автоматически выводят авто из ряда кроссоверов в настоящие внедорожники. Хотя большинство владельцев Suzuki Grand Vitara, наверное, и не подозревают об этом.

Крутой подъем или спуск нужно форсировать перпендикулярно. Иначе, двигаясь под углом, можно опрокинуть машину.

Блокировки и «понижайки»
На центральной консоли внедорожника есть переключатель режимов привода. В обычных условиях «японец» распределяет момент между передними и задними колесами в пропорции 47:53, то есть имеет постоянный полный привод. Если же перевести селектор в положение 4Н Lock, то заблокируется центральный дифференциал, а перевод в 4L Lock активирует пониженный ряд передач, который фактически делит пополам скорость вращения колес, так как его передаточное число равно 1,97. Другими словами, это означает, что на выходе из раздаточной коробки кардан вращается уже вдвое медленнее. Но зачем такие сложности, если можно просто включить первую передачу вместо второй? А затем, чтобы получить, например, половину первой передачи. Ведь в таком случае будут не только вдвое меньше обороты, но и вдвое больше тяги на колесах, что позволяет уверенно ехать в труднопроходимых местах. Именно благодаря такой тяге легче исключить буксования, т. е. потери сцепных свойств шин с дорогой. А на крутых спусках она же помогает сильно тормозить мотором, особенно там, где нужен минимальный темп. Можно воспользоваться и более современным способом, ведь Suzuki предлагает электронную сис­тему помощи спуска с горы.

Как это работает в Suzuki

Даже после нажатия кнопки система курсовой устойчивости полностью не выключается. Деактивируется она только при включении «понижайки» или при блокировке межосевого «диффа».

В режиме 4L Lock полностью выключается система курсовой устойчивости, посему она не душит мотор в самый неподходящий момент.

Suzuki позволяет  блокировать межосевой дифференциал даже на пониженном ряде передач и на скорости до 80 км/ч.

Чтобы включить пониженный ряд передач, необходимо перевести КП в нейтраль и удерживать педаль тормоза. Подсказка об этом  высвечивается на панели  приборов.

5  «табу» для настоящих джипперов:

1. Пониженный ряд передач необходимо включать перед форсированием преграды, а не в тот момент, когда автомобиль уже застрял.

2. Главное – не «играть» со сцеплением. Старайтесь включать передачи максимально точно и быстро, дабы не сжечь накладки.

3. Не забывайте, что на заблокированном полном приводе по асфальту ездить нельзя, да и радиус разворота становится, как у сухогруза.

4. Пониженный ряд передач сильно сбавляет скорость, так что перед препятствием, которое нужно пройти ходом, лучше включить более высокую ­ступень.

5. В песках не поворачивайте колеса на большой угол. Не потому, что с заблокированной трансмиссией и на пониженном ряде увеличивается радиус разворота, а по той причине, что передние колеса в такой ситуации боковиной упираются в песок, и повышается риск закопаться.

Фото Андрея Яцулюка