X

Школа SUV: кому вниз?

Спускаться вниз по скользкому склону всегда страшнее, чем подниматься вверх. И вот почему.

Вместе с Сергеем­ Волощенко, ведущим Первого Автомобильного канала, мы продолжаем новую рубрику, призванную помочь владельцам SUV’ов и внедорожников оценить истинный потенциал их машин. Раскрываем козыри полноприводной техники на примере обновленного Suzuki Grand Vitara с «честным» полным приводом, хотя и в версии с автоматической коробкой передач.

Лет десять назад, увидев очередь из лыжников на подъемник у подножия горы Ворохта, мы с друзьями решили рвануть на вершину на внедорожнике. Слава богу, и шины были зубастые, и машина с полным внедорожным арсеналом. С трудом проехав треть маршрута через горные села и крутые подъемы, где зимой люди передвигались либо на УАЗиках с цепями, либо на ГАЗ-66, мы уже начали сомневаться в адекватности нашей затеи. Но когда до вершины было рукой подать, в географических масштабах, нас встретила ровная, но невероятно крутая дорога, покрытая льдом. Все, финиш! Пришлось разворачиваться. Однако спускаться было не только сложнее, но и страшнее. В зимней обуви на дороге не устоять, настолько скользким было покрытие, а я за рулем внедорожника пытался сползать вниз. По полметра, с остановками, чтобы осмотреться, медленнее пешехода. Вот тогда-то и пришлось вспомнить все хитрости спуска по льду.

Хорошо, если ваше авто оснащено системой спуска с горы. Нажал кнопку, отпустил педали – и знай рули. Электроника, сама выборочно подтормаживая колеса, не позволит машине разогнаться быстрее 7 км/ч. Хотя иногда и этого много. Только кажется, что толку от системы мало. Пока не попадешь на участок, где по-настоящему страшно. Тогда-то и понимаешь гениальность такой техники и то, насколько она упрощает жизнь водителю.

Выбираем пониженную
Как же быть в автомобилях, где такой электроники нет? Как, например, в нашем Grand Vitara. Еще готовя предыдущую статью о Suzuki, я был уверен, что она есть. Но сейчас обшарил всю панель в поисках кнопки. Тщетно. Оказывается, на машине с Hill Descent Control я ездил раньше. Модификация, которая в украинском прайс-листе, – без нее. Но в этом внедорожнике ее успешно заменяет первая передача вкупе с понижающим рядом.

Правда, в версии с АКП принудительно первую включить не получится. Есть только режим L. Его-то и выбираем. Да, она почти вдвое длиннее, чем первая в механической коробке передач, но и этого достаточно. На пониженном ряду с заблокированным  межосевым «диффом» даже на зыбком и скользком покрытии 40-градусного склона Grand Vitara замедляется уверенно. Можно подработать педалью тормоза, но аккуратно, без бравады.

Без тормозов!
Особо полагаться на тормоза не стоит. Во-первых, колеса легко блокируются на скользком покрытии, а во-вторых, ABS просто не работает на скоростях до 5 км/ч. Так что главное – преодолеть страх и отпус­тить педаль тормоза, дав возможность колесам вращаться. Так вы сможете управлять машиной. Ведь заблокированные передние колеса не только не позволяют автомобилю замедляться, они делают машину неуправляемой. Если тормознуть все же надо, нажимайте педаль очень плавно, чтобы колеса не заблокировались и не начали скользить. Хотя психологически невероятно сложно заставить себя убрать ноги на пол, когда передняя часть капота «ныряет в пропасть».

По опыту знаю, что бывают особо скользкие места, где не хватает ни сцепных свойств шин, ни тормозного момента мотора. Здесь приходится пробираться «шепотом». Как только скольжения начинают нарастать – ищите, за что зацепиться колесом. Можно вывернуть его и попытаться упереться им в бровку или бруствер обочины.

А еще лучше, если спуск рис­кован, предварительно пройтись по маршруту, подсыпав где-то камней, а где-то песочка или грунта. Очень ­помогает.
Но вот вам мой главный совет. Оставьте эти фокусы настоящим экстремалам. Хотите проверить, как тормозит ваше авто на склоне, потренируйтесь где-нибудь на безобидном спуске. А если встретится суровый уклон, поищите объездную дорогу. Потому что лучше всего обмерзший склон покоряется людям с… санками.

5 правил спуска с горы:

1. Внима­тельно оцените состояние шин своего автомобиля, ведь в большей мере именно от них зависит способность надежно цепляться за поверхность.

2. На спуске выбирайте максимально прямолинейную траекторию движения и не допускайте разворота машины боком к спуску. Ведь это может привести к опрокидыванию.

3. Ни в коем случае не совершайте резких маневров. Управляйте машиной плавно и старайтесь выдерживать постоянную скорость движения.

4. Для страховки на крутых скользских спусках можно даже использовать буксировочный трос, который можно зацепить за второй автомобиль или другой надежный «якорь».

5. Если уж и полетели вниз, то попробуйте тормозить колесами о неровности рельефа. Или же в качестве крайней меры попытайтесь найти дерево и упереться в него бампером. Это все же лучше, чем неконтролируемо лететь в пропасть.

Как это сделано в Suzuki

Включаем «понижайку». У Grand Vitara нет электроники помощи спуска с горы. Ее заменит пониженный ряд передач (4L). Но помните, что включается этот режим только на нейтрали АКП.
Переводим се­лек­тор­ в режим L. Максимальный тормозной момент на спуске в Grand Vitara дает комбинация включенного пониженного ряда раздадки и режима L автоматической коробки передач. Последний подразумевает медленную езду на самой низшей (первой) передаче и не допускает переключения передач вверх. В исключительных случаях допускается движение на 2-й передаче (режим 2).

Медленнее. Темп спуска с горы не предполагает злоупотребления скоростью. Правило такое – чем медленнее, тем лучше. ­Добиться этого можно на минимальных оборотах мотора, но не забывайте, что в таком режиме система курсовой устойчивости деактивирована, а АБС на скоростях до 5 км/ч не работает.

По возможности – без тормозов. Скорость движения на спуске следует регулировать максимально плавно, ведь при резких притормаживаниях машина может запросто потерять сцепление с поверхностью. Если у вас внедорожник с механической КП, не вздумайте на спуске выжать сцепление. Самое правильное решение – не активничать ни педалью тормоза, ни газа, а стараться максимально использовать торможение мотором.

Фото Андрея Яцуляка