Самый массовый «Запорожец» - от рассвета до заката
В предновогодние дни 1979 года запорожские автомобилестроители развернули выпуск новой модели ЗАЗ-968М. Этому автомобилю суждено было стать самым массовым в обширной семье «Запорожцев».
У нового автомобиля сразу бросалось в глаза важное внешнее отличие от предшественников. Здесь отсутствовали ковшеобразные боковые воздухозаборники, за которые предыдущую модель прозвали «ушастиком». Боковины стали гладкими и за характерные горизонтальные выштамповки во всю длину кузова новая машина получила и новые прозвища – «Мыльница» или «Эмка».
По бокам моторного отсека вместо «ушей» сделали две продольные щели. И что интересно, функции у них были разные. Одна из них – правая, служила для забора воздуха, а другая, левая – для выхода его. Таким образом, был по-новому организован подвод воздуха к двигателю и циркуляция его под капотом. Это сделало охлаждение мотора более эффективным.
В «портрете» модели ЗАЗ-968М имелся ряд новаций. Новые бамперы – и передний, и задний, получили резиновые накладки и пластмассовые боковины. Появились черные пластмассовые ободки фар и прямоугольные задние фонари. Улучшились также сами светотехнические приборы.
А если заглянуть в багажник, то можно увидеть, что его полезный объем заметно увеличился. Дело в том, что запасное колесное из него убрали в моторный отсек, а форму передней панели кузова изменили. Кроме того, в самой задней части багажника появилась перегородка.
Что касается механической части, то в передней подвеске изменилась конструкция уплотнений, и это дало возможность снизить объем обслуживания. И еще одно: на опоре руля вместо двухрычажного переключателя появился трехрычажный, более удобный.
Что касается двигателя, то это был V-образный «воздушник» МеМЗ-968 рабочим объемом 1197 см куб. и мощностью 41 л. с. (позже появился МеМЗ-968Н в 42 л. с.). А на модификации 968М-005 и на модели для инвалидов 968МГ стоял 887-кубовый двигатель МеМЗ-966Г мощностью 28 л. с.
Вообще для людей с ограниченными физическими возможностями выпускалось три модификации. Одна предназначалась для людей с обеими поврежденными ногами (ЗАЗ-968МБ), другая служила для людей с одной поврежденной ногой (ЗАЗ-968МД/МГ). А для тех, у кого были повреждены одна рука и одна нога производился автомобиль ЗАЗ-968МР. Они различались прежде всего механизмами привода сцепления и имели соответственно ручной гидропривод, ножной гидропривод и наконец автоматический электровакуумный привод.
Выпуск автомобилей семейства ЗАЗ-968М прекратился 15 июня 1994 года. Последняя серийная машина сегодня хранится в запорожском Музее техники «Фаэтон».