X

Ремонт узлов подвески: «Шаровая» – возможна и реставрация, но…

Шаровые шарниры, которые применяются и в шаровых опорах подвески, стойках стабилизатора и плавающих сайлент-блоках, обычно меняют на новые. Но в Украине освоили несколько способов их реставрации. Имеют ли они право на жизнь?

Вопрос ремонта или замены рычага подвески или шарового шарнира возникает у владельцев автомобилей, как правило, к пробегу от 50 до 200 тыс. км и более. Хотя данные шарниры сейчас делают неремонтопригодными, все-же существуют способы их восстановления. В современных автомобилях часто шаровые шарниры выполнены вместе с рычагами подвески или рулевыми тягами. При износе шарнирного узла приходится менять весь рычаг или тягу в сборе, а это очень дорого. Чтобы удешевить ремонт, можно сделать реставрацию шарнирного соединения. Для поиска способа и места решения этой задачи мы воспользовались интернетом. Поисковая система по запросу «рес­таврация шаровых опор» буквально на первых страницах предложила нам несколько мастерских, где выполняют эти виды работ. Причем их условно можно разделить на ремонт с разборкой и ремонт без разборки узла. 

Порванные пыльники шаровых шарниров – главная причина сокращения их ресурса.

Надежность элементов рулевого управления и подвески автомобиля играют очень важную роль в безопасности движения. Чтобы не полагаться только на слова в виртуальном пространстве, которыми описываются эти работы, мы решили посмотреть своими глазами на работу и готовые узлы.

Ремонт с разборкой

Один из способов восстановления шаровых опор – их разборка и замена изношенного вкладыша. Такую технологию применяют на одной из столичных СТО, специализирующейся на ремонте автомобильных подвесок. Для выполнения работ по ремонту шаровых шарниров здесь имеется специальный механический участок с токарным и другим оборудованием. Если возникает необходимость сделать партию одинаковых деталей, есть доступ к токарным станкам с ЧПУ. По словам  владельца СТО Николая, который уже 20 лет восстанавливает шаровые шарниры и сайлент-блоки, отремонтировать можно любой из упомянутых узлов независимо от степени его износа. Корпус шаровой опоры на токарном станке разрезается (развальцовывается), а взамен изношенных сухарей вытачиваются новые из износостойкого полимера (капролона). Затем узел собирается и завальцовывается на токарном оборудовании. Кроме ремонта шаровых опор, здесь могут изготовить «плавающие сайлент-блоки» и обычные с различными характеристиками. По информации Николая, в основном услугами их СТО пользуются владельцы постгарантийных автомобилей премиум-брендов (Mercedes-Benz, BMW, Infiniti…), а также дорогих моделей Volkswagen Group и машин, произведенных в США. Приезжают и владельцы старых авто, на которые нет запчастей, или те, кто не может найти заведомо качественные запчасти. Также реставрируют узлы крупной коммерческой техники. Привозят на восстановление шаровые и с других СТО. Гарантия на узел, если он устанавливается на автомобиль на данной станции техобслуживания, – 3 месяца. Если устанавливаете в другом месте – гарантия 1,5 месяца. Как показывает опыт, отремонтированный узел выдерживает пробег 60–80 тыс. км в зависимости от загруженности и условий эксплуатации. Реставрировать узел, со слов владельца данной СТО, можно многократно. В зависимости от износа шарового шарнира ремонт может представлять собой замену изношенных вставок или изготовление нового шарового пальца либо корпуса. Стоимость замены вкладышей шаровой опоры – 350 грн., а если изготавливают другие элементы шарнира, то цена оговаривается индивидуально. Здесь же умеют восстанавливать сайлент-блоки: резиновые по 200 грн., из полиуретана – за 300 грн.

Cравнение стоимости новых и реставриро­ван­ных элементов подвески автомобиля Audi A4 (B5)

 

Шаровый шарнир

Сайлент­блок

Стоимость неразборного рычага (рычаг+сайлент­блок+шаровая опора)

Новый оригинал

только в сборе

с рычагом

2325–4088 грн.

Новый неоригинал с рычагом

в сборе с рычагом

208–280 грн. (+50 грн. монтаж)

755–1033 грн.

Отреставрирован­ ный заливкой полимера

200 грн.

458–530 грн.

Отреставрирован­ ный установкой новых вкладышей

350 грн.

200–300 грн.

550–650 грн.

Изношенные плас­тиковые вкладыши меняют на износостойкие капро­лоновые.

Восстановление шарнира без разборки

На рынке автосервиса Украины представлена еще одна технология восстановления шаровых опор и наконечников рулевых тяг – методом запрессовки внутрь специального материала, который «поглощает» образовавшиеся из-за износа зазоры. Работы по этой технологии проводят после снятия узла с  автомобиля на специальной установке, где в корпусе сверлят небольшое отверстие и монтируют «масленку». Потом узел ставят на установку, фиксируют палец шарнира относительно его корпуса в рабочее положение и под давлением через «масленку» нагнетают разогретый полимер (полиамид-6). После остывания деталь очищают от вытекшего через щели полимера, ставят пыльник и устанавливают на машину. Такова технология ремонта. Владелец СТО Владимир рассказал, что ремонтом автомобилей занимается 14 лет, а непосредственно восстановлением шаровых и наконечников рулевых тяг –  2 года.  Частыми клиентами его СТО являются владельцы подержанной легкой коммерческой техники французского автопрома, а также владельцы поддержанных  BMW, Infiniti и американских авто. Привозят для восстановления и узлы с других СТО. Также здесь восстанавливают рулевые наконечники грузовиков. Гарантию не дают, так как бывают непорядочные клиенты, которые предъявляют претензии к качеству восстановления деталей после механического повреждения подвески и колес в процессе эксплуатации. На практике, по утверждению Владимира, реставрированный узел ходит 30–50 тыс. км.  ­Восстанавливать шаровые этим способом можно многократно, главное, чтобы не было повреждений или коррозии металла. Стоимость восстановления опоры на легковой автомобиль – 200 грн., рулевых наконечников 100–150 грн., а для грузовика – до 400 грн.

Данными технологиями восстановления целесообразно пользоваться в самых критических финансовых ситуациях и в машинах, где эти узлы ходят очень мало – до 50 тыс. км. В моделях, где шаровые выдерживают 200 тыс. км и больше, при необходимости замены лучше установить новые узлы, так как восстановленные служат гораздо меньше, и вам придется постоянно раскошеливаться на реставрацию и замену.

Ремонт без разборки заключается во врезании в шарнир «масленки» и дальнейшей закачке через нее ­жидкого полимера. В процессе полимеризации он твердеет, выполняя функцию обычного вкладыша.

Вывод

После изучения данных способов восстановления узлов подвески и рулевого механизма автомобиля можно сделать вывод, что, исходя из времени сущест­вования данных способов восстановления деталей, они имеют право на жизнь. Но если решаете ремонтировать машину не у официальных дилеров, а по данным методикам, то стоит отдавать себе отчет и понимать, что всю ответственность за выполняемые работы вы берете на себя.