Нынешним летом в Мюнхене, после долгого перерыва на ремонт и реконструкцию, вновь открылся знаменитый музей BMW. И какой же автомобильный журналист, оказавшись волею судьбы в баварской столице, устоял бы перед соблазном его посетить?
Нынешним летом в Мюнхене, после долгого перерыва на ремонт и реконструкцию, вновь открылся знаменитый музей BMW. И какой же автомобильный журналист, оказавшись волею судьбы в баварской столице, устоял бы перед соблазном его посетить?
Нынешним летом в Мюнхене, после долгого перерыва на ремонт и реконструкцию, вновь открылся знаменитый музей BMW. И какой же автомобильный журналист, оказавшись волею судьбы в баварской столице, устоял бы перед соблазном его посетить?
В то воскресенье в Мюнхене с самого утра лил дождь. Несмотря на это толпы местных жителей и туристов тянулись к музею. Многие шли целыми семьями, с женами и ребятишками.
Вообще, автомобили и мотоциклы BMW – предмет особой гордости жителей города. Ведь изготавливаются они именно здесь. Для мюнхенцев BMW – это легендарная, истинно баварская марка. А на этот раз интерес публики подогревал и тот факт, что двери музея уже давненько были на замке. В народе накопилась, так сказать, критическая масса неудовлетворенного любопытства.
Светлое царство BMW
Здание музея вплотную прилегает к знаменитому строению – центральному офису компании BMW. Последний представляет собой четыре круглые башни 100-метровой высоты, сливающиеся друг с другом. Немцы дали им прозвище – «самый большой четырехцилиндровый двигатель в мире». Сам же музей – это невысокий застекленный параллелепипед, увенчанный громадной бетонной чашей. Она также получила в народе шутливое название: «миска для супа».
Все это составляет единый архитектурный ансамбль. В него входит также расположенный через дорогу и связанный с музеем широким пешеходным мостом огромный торгово-демонстрационный центр, где выставлен весь современный модельный ряд BMW.
Открываем стеклянную дверь и попадаем в полутемный холл музея, заполненный посетителями. Одни стоят в очередях к кассам, другие отряхивают зонтики и сдают вещи в камеру хранения, третьи просто кого-то ждут…
Заплатив 15 евро, получаю заветный билетик, предъявляю его миловидной девушке-контролеру и… наконец попадаю в царство BMW. Я бы сказал, светлое царство, поскольку весь интерьер музея выполнен в праздничных белых тонах. Здесь много воздуха и света. Сразу впечатляет необычная планировка музея. Здесь нет ни анфилады залов, ни широких лестничных пролетов. Вместо этого – пологие, пересекающиеся на разных уровнях пандусы, ведущие от одной экспозиции к другой. А каждая из них, как правило, небольшая, часто с одной-двумя машинами. И расположены экспозиции либо в небольшом проходном помещении, либо в уютном закутке, либо просто в застекленной нише-«аквариуме».
Верность традициям сохранена разве что у входа, где находятся буфет, да еще магазин для изголодавшихся по пище духовной: там можно купить книжки о BMW и миниатюрные модели баварских машин.
Взгляд в будущее
Необычно в музее размещены экспонаты. Хронологию соблюли только в самом начале экспозиции, а дальше царит свободный тематический принцип. И каждый посетитель волен рассматривать в первую очередь то, что его больше интересует, и пропускать менее нужные для него вещи. Одних, может быть, заинтересуют такие экспозиции, как «Первые шаги» или «Машины-победители», других – «Качество и новаторство», третьих – «Искусство формы» и
т. д. и т. п.
И еще одна особенность музея: стены здесь не увешаны историческими фотографиями. Вместо этого есть зал под названием «Хронология». Большую часть его занимает так называемый хронотрон – нечто похожее на несколько сдвинутых вместе столов для игры в настольный теннис. На его поверхность нанесены через довольно большие промежутки обозначения разных годов, а возле них находятся сенсоры. Стоит прикоснуться к соответствующему – и на дисплее-столе появляется уточняющая надпись – например, «статистика», «модельный ряд», «производство» и т. д. Выбираем интересующую нас тему, опять же при помощи сенсора – и на поверхности хронотрона высвечиваются крупные фотографии. При желании их можно еще увеличить.
Есть в музее и один просторный зал, отделанный натуральным деревом. Зал этот называется «Они были первыми». Здесь можно увидеть первую легковушку класса люкс марки BMW – модель 335. И самый быстрый седан своего времени – модель 502. И первую машину с турбонаддувом – модель 745i (1980 г.).
В центре здания музея – обширный холл, напоминающий зал для бальных танцев. С верхней его галереи открывается прекрасный вид на яркую коллекцию расположенных в живописном беспорядке красивейших родстеров BMW – от самого раннего DA3 (1930 г.) до вполне современного Z8 с алюминиевым кузовом (1990 г.).
А завершается осмотр внутри уже упомянутой бетонной чаши. В самом низу ее – экспозиция «Взгляд в будущее». Она представлена только одним автомобилем, но каким! Это роскошный гоночный концепт, работающий на водородном топливе и потому, наверное, названный H2R. Можно любоваться этим китообразным красавцем, поднимаясь не спеша по спиралеобразному пандусу внутри чаши. Так сказать, все выше и выше, и выше – к новым свершениям BMW.