Новый шип – новые возможности
Введенные два года назад в северных европейских странах ограничения* по установке шипов в новые модели зимних шин заставило инженеров ведущих шинных компаний изрядно потрудиться, чтобы новые поколения их шин не потеряли те сцепные свойства на льду, которые на том этапе обеспечивали шипованные шины.
В компании Continental был взят курс на изменение конструкции шипа, который имел бы минимальное негативное воздействие на дорожное покрытие, т.е. обеспечивал его минимальный износ без потери сцепных свойств. Такой шип был создан. Его основой стал шип Hybrid Stud шины-предшественицы ContiIceContact, которому за счет меньших размеров и несколько иной формы корпуса придали уменьшенный вес.
Вес – это главный источник разрушающей силы шипа, так как при качении шины, чем тяжелее шип, тем он обладает большей центробежной силой, под действием которой он входит в контакт с дорожным покрытием. Новый шип, получивший название Kristall stud, на 25% легче, что, собственно, и снизило пагубное его воздействие на дорожное покрытие и при этом позволило увеличить количество шипов в шине почти на 50%. Например, в самом популярном размере 205/55R16 стало на 60 шипов больше – было 130, а стало 190. Кроме того, шипы расположили в протекторе таким образом, что при торможении они работают на 18-ти дорожках, в то время как у предшественницы их было 8-мь. В результате на шинах IceContact 2 тормозной путь на льду со скорости 25 кмч сократился почти на метр в сравнении с шиной-предшественницей ContiIceContact со 130-ю шипами.
На фото: Новый шип стал меньше, чем уменьшили его вес на 25% и разрушающее воздействие на дорожное покрытие. Но за счет увеличения количества шипов (почти на 50%) сцепные свойства на льду улучшились.
На фото: Эволюция шипов в шинах Continental
Позаимствовали для IceContact 2 из шины предшественницы и технологию вклеивания шипов. Благодаря этому данная шина не боится утери шипов, так как для его вырывания из блока протектора требуется усилие около 500 ньютон (этот же шип без клея вырывается при усилии 60-70 ньютон). Вклейка шипа также улучшила сцепные свойства новой шины на льду на 5%. Более того, по мере износа этой шины эффективность работы данного шипа остается выше, чем в сравнении с обычными, не вклеенными шипами, которые разбивают свое посадочное гнездо.
На фото: Коричнево-желтый цвет новых шипов – признак нанесения на его корпус клеящего состава.
На фото: Для вырывания вклеенного шипа требуется усилие более 500 ньютонов. Без клея шипы могут «вылетать» и при 60-70 ньютонах.
Безусловно, над этой арктической шиной, которая должна эффективно работать в самых различных зимних условиях, включая заполярье, поработали и химики-технологи. Они продолжают совершенствовать рецептуру резиновой смеси, чтобы побороть противоборствующие между собой свойства различных составляющих. Суть сложной совместимости химических компонентов резиновой смеси протектора зимних шин обусловлена тем, что при увеличении доли одних составляющих улучшаются одни характеристики, но ухудшаются другие. Например, добавка масла (рапсовое), которые повышает эластичность резиновой смеси, улучшаются сцепные свойства протектора при низких температурах, но ухудшается управляемость.
В итоге для получения оптимального, но улучшенного в сравнении с шиной предшественницей, «химического рецепта» в новую смесь IceContact 2 включили 15-ть разных компонентов, которые получили приблизительно из 1500 разных материалов. Наиболее важные компоненты – полимеры (каучук), наполнитель, пластификатор (смягчитель) и катализатор. Чтобы новая шина сохраняла свои свойства и в Скандинавии, и в Прибалтике и в Украине, в резиновой смеси использовали множество полимеров и высокоуровневых кремниевого наполнителя (силики).
В абсолютно новом рисунке протектора увеличили количество блоков, которые улучшили тяговое усилие шины на снегу. Блоках с шипами предусмотрели специальные карманы, которые «поглащают» ледяную сружку. Она образуется в результате «работы» шипа и находясь в обычных зимних шинах между протектором и поверхностью льда существенно ухудшает сцепные свойства.
На фото: Карманы-канавки спереди и сзади шипа сделаны для поглощения ледяной стружки, ухудшающей сцепление на льду.
Новинка IceContact 2 уже к следующему зимнему сезону будет представлена в 69-ти типоразмерах, охватывая потребности авто с колесами с посадочным радиусом от 14-ти до 20-ти дюймов.
*– на метр качения шипованной шины в контакт с дорожной поверхностью должно входить не более 50 шипов, высота твердосплавного сердечника должны быть не более 1,2 мм, максимальный вес шипа – 1,1 грамм, максимальная сила воздействия на дорогу – 120 Нм. Или это может быть большее количество шипов, но которые обеспечивают износ асфальтового дорожного покрытия равноценный шине, соответствующей вышеупомянутым требованиям с 50-ю классическими шипами на метр качения.