Краны-манипуляторы для грузовиков: плюсы и минусы шарнирных и тросовых моделей
На украинском рынке краны-манипуляторы за последние годы получили широкое распространение. Это веская альтернатива традиционным автокранам, позволяющая сэкономить и средства, и время. КМУ устанавливаются на автомобиле, который и перевозит те или иные грузы: шасси с бортовой или самосвальной платформой, эвакуаторы, мусоровозы и др.
Существуют два основных вида КМУ, отличающиеся конструкцией и дизайном: с Z-образной стрелой, шарнирно-сочлененные и с L-образной, тросовые. Каждому из них присущи свои плюсы и минусы. Для примера рассмотрим продукцию ведущего отечественного предприятия в этой области – Завода спецтехники «Техкомплект», предлагающего на украинском рынке различные КМУ с 2007 года.
Шарнирно-сочлененные модели наиболее популярны у европейских производителей. «Техкомплект» имеет прямые поставки с заводов таких известных итальянских компаний как PM и Сomet. Что же касается тросовых моделей, то они преимущественно выпускаются под азиатскими брендами. Завод спецтехники реализует в Украине продукцию такой именитой китайской марки как XCMG, а по заказу – модели КМУ южнокорейской бренда Kanglim.
Главные плюсы шарнирно-сочлененных КМУ – это компактность и повышенная мобильность. Они оптимально подходят для работы с габаритными и негабаритными грузами. К минусам следует отнести повышенную нагрузку на переднюю ось шасси (при установке за кабиной), что со временем приводит к поломке шарнирно-сочленной конструкции крана-манипулятора.
Что же касается троссовых КМУ, то они наиболее конструктивно схожи с традиционными автокранами. У них прямая телескопическая стрела – последовательно выдвигаемые секции обеспечивают больший грузовой момент при большем горизонтальном вылете, что повышает продуктивность работы. Еще одно принципиальное отличие – наличие лебедки. Именно благодаря тому, что крюк здесь можно поднимать или опускать на тросе, дает важное преимущество перед шарнирно-сочлененными КМУ, у которых крюк жестко привязан к стреле. Это обеспечивает более высокую точность выполнения погрузочно-разгрузочных операций, что повышает сохранность груза и безопасность рабочего процесса.
Благодаря отрицательному углу наклона такие КМУ также позволяют работать с грузом, расположенным ниже автомобиля – в котлованах, траншеях и колодцах. «Зетки», увы, этого не могут. А вот к минусам троссовых КМУ стоит отнести затрудненную работу в ограниченном пространстве из-за сильно выступающей над кабиной или над кузовом телескопической стрелы.
Однако все это затмевают следующие два плюса. Во-первых, это более высокая надежность и долговечность. У тросовых КМУ нет шарнирных сочленений, меньше шлангов и гидравлических цилиндров, которые к тому же находятся внутри стрелы и лучше защищены от повреждений. Во-вторых, это более привлекательная ценовая политика.
Ключевые технические характеристики КМУ обоих типов такие. Шарнирно-сочлененные модели PM имеют грузовой момент в диапазоне 1,2 – 150,3 тм, гидравлический вылет 2,7 – 45,25 м и грузоподъемность от 700 кг до 21,8 т. У «собратьев» Сomet эти параметры следующие: 2,2 – 34,3 тм., 2,98 – 21,1 м и 660 кг – 11,7 т.
Что же касается тросовых КМУ, то модели XCMG имеют грузовой момент в диапазоне 6,72 – 52 тм, вылет от 10 до 23,1 м и грузоподъемность от 3,0 до 20 т. А краны-манипуляторы южнокорейского бренда Kanglim: 6,1 – 65 тм, 7,5 – 30,5 м и 3,0 – 18,8 т.