Как в Украине зародилось производство автомобилей IVECO
В этот день, 15 февраля 1996 года было зарегистрировано совместное украинско-итальянское предприятие ЗАО «ИВЕКО-КрАЗ». На нем уже в марте развернулась крупноузловая сборка из итальянских комплектующих легких развозных машин IVECO TurboDaily.
Дело в том, что в Украине в середине 90-х гг. в связи с развитием рыночных отношений возросла потребность в грузовиках легкого класса и в микроавтобусах. А автомобили IVECO TurboDaily, современные по конструкции и экономичные, как раз отвечали этим требованиям. Согласно договору, украинской стороне принадлежало 35% уставного капитала, а остальное поделили между собой другие учредители СП – компания IVECO и Европейский банк реконструкции и развития.
Уже в 1997 – 1998 гг. началась локализация производства: были освоена сварка каркаса кабин, кузовов фургонов и автобусов, а также их окраска и окончательная сборка. В опытном порядке собрали также партию ведущих мостов.
Велись работы и по освоению таких комплектующих как стекла, колесные диски и т. д. А на другом украинском предприятии – СП «ИВЕКО Мотор Сич» начали выпускать коробки передач, которые раньше поставлялись из Италии. Производственная программа включала грузовики на 0,8 – 1,7 т, в зависимости от модификации, и микроавтобусы на 16 пассажиров, а также шасси.
К сожалению, вся эта продукция не имела ожидаемого успеха на рынке. Ведь там в этом время началось бурное нашествие российских «Газелей» – худших по качеству и недолговечных, но зато – примерно втрое (!) более дешевых. А у СП «ИВЕКО КрАЗ» не было никакой возможности удешевлять свою продукцию: ведь в этом случае необходимо было бы расширить номенклатуру комплектующих местного производства, а для этого просто не имелось средств. В итоге выпуск автомобилей стал падать. В 1999 году СП изготовило лишь 223 автомобиля при плане 1200, а в следующем – втрое меньше.
Нужно сказать, что в 1997 году на главном конвейере Кременчугского завода собрали несколько семитонных грузовиков IVECO EuroCargo, в том числе в сельскохозяйственном варианте. Не увенчалась успехом и попытки собирать в 1998 году и другие автомобили: удалось изготовить лишь три грузовика IVECO Otoyol 65.9 грузоподъемностью 4,5 т и один междугородный автобус Otoyol M29-120 Turbo на 29 мест.
Короче говоря, производство автомобилей на СП «ИВЕКО-КрАЗ» стало убыточным и утратило экономический смысл. Кончилось тем, что 30 марта 2001 года собрание акционеров ХК «АвтоКрАЗ» приняло решение выйти из числа соучредителей СП. Последним днем работы совместного предприятия стало 30 апреля.
Провалилась и попытка организовать производство автомобилей IVECO TurboDaily на ЗАО «ИВЕКО Мотор-Сич» в Запорожье. Там в 2001 году было выпущено лишь несколько машин – и на этом дело заглохло.