До настоящих холодов и снега большинство автовладельцев не думают «переобувать» машину в зимние шины. На первый взгляд, они правы – днем еще тепло и асфальт сухой. Но по утрам и вечером ситуация несколько иная. И когда температура воздуха опускается ниже 7 градусов, свойства летних покрышек значительно ухудшаются. Резина теряет эластичность и хуже «цепляется» за дорожное покрытие. Это сказывается не только на устойчивости и управляемости машины, но и на эффективности торможения. Сцепление «задубевших» шин с влажным после дождя или тумана, а то и скользким после ночных заморозков асфальтом намного хуже, чем с сухим покрытием.
Особую опасность таят мосты и открытые, продуваемые участки дорог. Именно здесь появляется первое обледенение. Перед такими отрезками лучше плавно погасить скорость. Трава и опавшие листья также могут доставить неприятности. Намокнув, они образуют тонкую скользкую пленку, похожую на гололед. При интенсивном торможении на таком покрытии остановочный путь существенно увеличивается. Более того – если автомобиль попадет на эту пленку одной стороной, его может развернуть и бросить на бордюр.
Владельцы автомобилей, оборудованных всевозможными электронными помощниками (ABS, ESP), порой даже не представляют, каким будет тормозной путь их «железных коней», когда сцепные свойства ухудшатся. Ведь иногда такие машины очень эффективно замедляются на сухой дороге без вмешательства ABS, а на скользком или неровном покрытии система срабатывает очень рано, не давая оттормозиться. Чтобы определить тормозной путь своей машины, в плохую погоду стоит выехать на скользкий полигон или пустую улицу и попробовать интенсивно замедлиться со скорости около 60 км/ч. То же советуем проделать на 80 км/ч и посмотреть, какая будет разница. И выбирать безопасную дистанцию с учетом возросшего тормозного пути автомобиля.
Не следует всецело доверять электронным помощникам. Лучше определить, как работает ABS именно на вашей машине. Для этого достаточно несколько раз разогнаться, потом попробовать тормозить на грани срабатывания системы, а также продавливая педаль «в пол». Посмотрите, когда электроника работает наиболее эффективно и как изменяется длина тормозного пути.
Некоторые ABS настроены так, что при их срабатывании автомобиль на скользкой поверхности практически не тормозит. В этом случае лучше нажимать на тормоз до зоны срабатывания ABS. Если же колеса хорошо работают с дорожным покрытием (с кратковременными блокировками) и машина уверенно замедляется, то для более эффективной работы системы можно с силой продавить педаль. Также важно знать, как ABS ведет себя при резком маневрировании. Если в момент объезда препятствия эффективность замедления падает (система разблокирует тормоза), лучше работать педалью на грани срабатывания ABS, применяя прерывистое или ступенчатое торможение.
На дороге главное – не увлекаться скоростью, чтобы для эффективного замедления машины было достаточно комфортного плавного торможения.