Мало кто знает, что на Кременчугском автозаводе в свое время разрабатывали новый для отечественного рынка тип самосвала – с боковой разгрузкой платформы на две стороны. Еще весной 1961 года было изготовлено два таких опытных автомобиля – КрАЗ-254 (6х4).
Как известно, такие машины, по сравнению с самосвалами задней разгрузки, считались более эффективными на строительстве дорог. Они были также удобны при засыпке траншей в узких проездах и при разгрузке в бункер.
КрАЗ-254 получил оригинальную 6-кубовую грузовую платформу на 10 т. Интересно, что в открытом положении боковой борт платформы составлял единую плоскость с ее полом. Это предотвращало попадание сыпучего груза под заднюю пару колес, что было крайне нежелательно, поскольку тот затруднял выезд после разгрузки.
Боковые борта закрывались при помощи автоматического механизма, а задний не открывался вообще. Для повышения устойчивости при разгрузке была предусмотрена блокировка задней подвески. Машина успешно прошла заводские испытания, но до серийного производства дело так и не дошло.
Второй попыткой стал модернизированный самосвал КрАЗ-254Б, разработанный в 1963 году. Он отличался от предшественника только новым самосвальным оборудованием, хотя грузоподъемность и объем платформы не изменились. Испытания проводили в 1964 году, а в начале марта следующего года Государственная комиссия забраковала машину – из-за низкой надежности узлов и агрегатов самосвального оборудования.
И только в 1974 году Министерство автомобильной промышленности решило обеспечить народное хозяйство страны самосвалами с нестандартной разгрузкой. Причем на этот раз речь шла не об одиночных автомобилях, а уже об автопоездах. Базовый автомобиль-тягач должен был разгружаться на три стороны, а прицеп – на две, боковые. Изготовление опытных образцов на КрАЗе началось уже в следующем году. Всего их было сделано три. Они были созданы на базе автомобилей нового, третьего поколения – с цельнометаллической кабиной, с абсолютно иным капотом и оперением.
Общая грузоподъемность поезда составляла 26,3 т. А новый турбодизель ЯМЗ-238Н развивал 300 л. с. Последний из этой троицы – тягач 3Э6435 и прицеп Э8570 появился в 1978 году. Экспериментальный цех изготовил два опытных экземпляра. Объем платформы у тягача и прицепа был одинаковый – по 8,5 м куб. В начале 1979 году автопоезда ушли на приемочные испытания. Однако финансирование проекта было мизерным и автозавод свернул дальнейшие работы.
Хорошая идея была похоронена на долгие годы. И только спустя четверть века, в 2005 году появился автопоезд в составе тягача КрАЗ-6424С4 и прицепа КрАЗ-А201С2. Он был создан на базе автомобилей КрАЗ четвертого поколения. Грузоподъемность самосвала с трехсторонней разгрузкой составляла 13 т, а самосвального прицепа с двухсторонней разгрузкой – 11 т. Объем обеих платформ был одинаковый – 11,3 м куб.
Появление этого автопоезда было связано с надеждами на ускоренное развитие дорожного строительства. Однако «не так сталося, як гадалося», тогда было решено предлагать автопоезда в аграрном секторе. Для перевозки легких сельскохозяйственных грузов объем каждой платформы мог быть увеличен надставными бортами до 15 м куб. Автопоезд даже получил соответствующее название «Хлебороб». Он был подготовлен к серийному производству, но по ряду причин так и остался в единственном экземпляре.
Правда, в конце 2008 года кременчугское предприятие «КременьДизельЦентр» предложило «АвтоКрАЗу» установить на шасси популярного самосвала КрАЗ-65055 платформу на 15,5 м куб. с разгрузкой на три стороны и провести испытания. В следующем году машину изготовили в экспериментальном цехе завода. Однако уже первые тесты показали, что при разгрузке набок задние колеса, топливный бак и глушитель недопустимо засыпаются содержимым платформы.
Но на этом дело не закончилось. В сентябре 2012 года на выставке «Агро» в Киеве был презентован автопоезд-зерновоз КрАЗ-6230С4 «Караван» c прицепом КрАЗ-А261С3. Его изготовили на шасси нового семейства КрАЗ H23.2R (6х4) – с кабиной от грузовика Renault Kerax и лицензионным двигателем Renault мощностью в 362 л. с.
На тягаче и прицепе применили кузова двухсторонней разгрузки, грузоподъемностью по 20 т и одинаковым полезным объемом в 30 м куб. Платформы были изготовлены на предприятии «Днестр-Авто».
А на следующий год «АвтоКрАЗ» продемонстрировал новую модель автопоезда-зерновоза –КрАЗ-6511С4 «Караван». Здесь в его основе лежало уже другое, более приемлемое по цене шасси КрАЗ H23.2M – c китайской кабиной Qixing (лицензия MAN). Двигатель тоже был из Поднебесной – Weichai мощностью 400 л. с. Иными оказались и самосвальные платформы, произведенные заводом «Алеко» из Волновахи, Донецкой области. На тягаче – с разгрузкой направо, а на прицепе – направо и назад. Суммарный объем кузовов возрос с 60 до 75 кубометров, а грузоподъемность – с 40 до 46 т. На этом работы по самосвальным автопоездам КрАЗ и завершились.