X

Как Сhrysler создал автомобили, работающие на текиле

В этот день, 15 мая 1962 года в нью-йоркском отеле Waldorf-Astoria компания Chrysler представила своим дилерам необычный образец концептуального автомобиля Turbine Car – не с бензиновым, а с газотурбинным двигателем. А в 1963 году фирма начала выпуск этой машины ограниченным тиражом – для публичной исследовательской программы.

Работу над газотурбинными двигателями для самолетов Сhrysler начал еще в конце 30-х гг. А после Второй мировой была организована секретная группа, для разработки подобных силовых установок и на автомобилях. Привлекало то, что такие двигатели не имеют поступательных движущихся частей и могут работать на различных видах топлива.

Концепт-кар Сhrysler Turbine Car 1962 року

Turbine Car имел опытный газотурбинный двигатель четвертого поколения. Этот агрегат, А831 заметно отличался от предшественников усовершенствованной системой охлаждения, что позволило сократить его вес на 18 кг. Интересно, что этот мотор мог работать на различных видах топлива – не только на неэтилированном бензине, керосине и даже мазуте, но и на… духах, арахисовом и соевом маслах. А президент Мексики заправлял одну из машин текилой. А вот этилированной бензин был противопоказан – образовывал много нагара. Этот двигатель развивал 130 л. с. при 30 тысячах (!) оборотов в минуту.

Кузова автомобилей Turbine Car – четырехместные купе – изготавливались вручную известной дизайнерской фирмой Ghia. Все они имели окраску «металлик» цвета бронзы. Характерной особенностью дизайна были фары, утопленные в широких хромированных ободках, и оригинальные по форме задние светоблоки.

С октября 1963 года по январь 1966-го автомобили проходили т. н. публичные испытания. В них было задействовано 203 водителя (мужчин и женщин) из 133 городов США. В общей сложности они наездили более 1,6 млн км. Машины предоставляли бесплатно на 3 месяца каждому. Но после этого они должны были подробно проинформировать компанию о своих впечатлениях.

Участники отмечали такие преимущества как плавная работа без вибраций, нетребовательность к техническому обслуживанию и легкий запуск в различных условиях, в том числе при морозах до -20С. А не нравились повышенный расход топлива, относительно высокий уровень шума и недостаточная динамика. Машина снаряженной массой 1793 кг имела двигатель всего 130 л. с., что по американским масштабам немного.

После испытаний, закончившихся в 1966 году, компания Chrysler утилизировала большинство из 55 автомобилей Turbine Car. Но девять из них остались. Семь из них сегодня выставлены в музеях США, один – в частной коллекции, а другой – в Смитсоновском институте в Вашингтоне.

Дальнейшие работы фирмы Chrysler над газотурбинными двигателями закончились только в 1979 году. Основной причиной стало несоответствие их введенным жестким государственным нормам по вредным выбросам, а также недостаточная экономичность.