Как рождались новаторские автомобили Бюссинга
В этот день, 29 июня, ровно 180 лет назад родился Генрих Бюссинг – основатель знаменитой компании Bussing, крупнейшего немецкого производителя грузовиков.
Выходец из семьи деревенского кузница, талантливый юноша окончил техническую школу, а затем работал мастером и даже инженером. Позже, накопив средства, он открыл в городе Брайншвейг завод, производивший сигнальное оборудование для железных дорог.
Первое свое транспортное средство он изготовил еще в 1870 году. Это был трехколесный и трехместный велосипед, причем с тремя парами педалей.
А выпуском автомобилей он занялся уже в возрасте… 60 лет. В 1903 году Бюссинг продал свою фирму и открыл другую – «Специальную фабрику грузовиков, омнибусов и моторов». В том же году появился первый грузовик марки Bussing. Он мог перевозить до 2,5 т, хотя имел двухцилиндровый двигатель всего в 9 л. с. Интересно, что у того были верхние клапаны и верхний распредвал – по тем временам большая редкость.
Вскоре фирма стала выпускать уже 4-цилиндровые модели. А в 1909 году был презентовал автомобиль с «шестеркой» в 90 л. с. Грузоподъемность машин возросла до 5 – 11 т.
Интересно, что Бюссинг стал пионером применения пневматических шин на грузовиках – еще в 1906 году. Для этого он объединил усилия с фирмой Continental.
Уже к 1912 году компания стала мировым лидером по выпуску тяжелых грузовиков. Во многих странах были открыты ее торговые представительства. А лицензии на производство автомобилей Bussing купили венская фирма Fross, за ней Ratheber из Мюнхена и Ganz из Будапешта.
Во время Первой мировой войны компания Bussing поставляла армии грузовики на 2,5 – 5,0 т. Она выпустила также более 150 арттягачей, в том числе несколько оригинальных машин с внушительными цельнометаллическими колесами, снабженными зубцами-грунтозацепами.
В 20-е годы фирма реорганизовала производство и наладила конвейерную сборку машин, что позволило ей оставаться в лидерах.
Фирма Bussing широко известна также как производитель автобусов. Ее первенец появился еще в 1904 году. Это была 12-местная машина с мотором 20 л. с., на базе грузовика. И в том же году компания стала поставлять в Англию шасси для двухэтажных автобусов. А в 1907 году подобные появились и в Берлине.
Интересно, что ровно сто лет назад, в 1923 году компания – впервые в мире – стала изготавливать трехосные шасси для автобусов. И еще особо нужно сказать о первом бескапотном автобусе фирмы, появившемся в 1930 году. Внешне от походил на трамвай и потому его назвали Trambus.
В начале 1931 года фирма Bussing объединилась с фирмой NAG. И потому вся ее продукция стала носить новую торговую марку – Bussing-NAG. И только в 1950 году фирма получила прежнее название Bussing.
Однако в 1969 году она начала сотрудничать с фирмой MAN и два года спустя вошла в ее состав. В 1972 году большинство ее моделей сняли с производства, но еще до 1979 года грузовики обеих фирм выпускали под маркой MAN-Bussing. – А знаменитая эмблема фирмы Bussing – в виде могучего льва – украшает автомобили марки MAN до сих пор.