10 августа 1907 года в cтолице Франции финишировал первый в истории автопробег по маршруту Пекин – Париж
Автопробег Пекин – Париж был организован по инициативе популярной ежедневной газеты Le Matin. Победителю была обещана награда в 100 тыс. франков – сумма по тем временам немалая. Поначалу желающих принять в автогонке было немало – до четырех десятков. Но в Пекине 10 июня 1907 года стартовало только пять машин. В их числе были автомобили: Itala, конечно же, итальянский, Spiker – голландский и два французских De Dion. Замыкал же доблестную пятерку трицикл (трехколесный мотоцикл) марки Kontal.
Первый этап гонки проходил по старым караванным дорогам, размытым сильными дождями. Чтобы одолеть их приходилось порой привлекать местных жителей.
Еще большие трудности ожидали участников пробега на территории российской империи. В условиях бездорожья часть пути решили проехать по рельсам Транссибирской железной дороги. Тяжелую машину Itala, которая выбилась в лидеры, бросало на шпалах, мотор работал на грани своих возможностей. А однажды на нее чуть не наехал товарный поезд. После этого руководство железной дороги включило машину в свой общий график движения.
Однако вскоре Itala выехала на транссибирский тракт. И здесь одной из неприятностей были полуразрушенные мосты, которые приходилось преодолевать сходу. Но однажды, недалеко от Казани, мост не выдержал тяжелую машину Itala, и она повисла в воздухе, зацепившись за выступающее бревно. При этом было повреждено заднее колесо. Его попытались отремонтировать… в бане, распарив ослабленные деревянные спицы в горячей воде. Но это не помогло. Выручил местный колесный мастер, который сделал новое колесо – получше старого.
27 июля машина Itala добралась до Москвы, а 10 августа, после двухмесячной эпопеи, приехала в Париж, конечно, прямо к редакции газеты Le Moten. Парижане горячо приветствовали победителей – командира экипажа, принца Сципиона Боргезе, его механика Этторе Гизарди и спецкорра газеты Corriere della Sera.
Автомобили других участников пробега прибыли в Париж с грехом пополам только через три недели. Трицикл же вообще не дошел до финиша… он вышел из строя где-то еще в Китае.
Нужно сказать, что победа досталась автомобилю Itala неслучайно. Дело в том, что фирма Itala, образованная в 1904 году, уже через пару лет заняла второе место в стране по объему производства. При этом ее автомобили, разработанные под руководством молодого, талантливого конструктора Амберто Балокки, отличались завидной добротностью и прочностью. Они успешно выступали в ряде международных соревнований тех лет. В частности, в 1906 году гонщик Алессандро Кагно победил в престижном соревновании Targa Florio.
На базе этой машины и изготовили специально для пробега Пекин – Париж особый автомобиль. На нем стоял 4-цилиндровый двигатель рабочим объемом 7483 см куб. и мощностью 45 л. с. Заметим, что привод на заднюю ведущую ось был у него уже не цепной, а карданный. Машина развивала до 90 км/ч.
Примечательно, что автомобиль не имел никакого кузова: сиденья установили просто на раме. Понятно, что это отнюдь не способствовало комфорту экипажа, но зато позволило благодаря меньшему весу установить по бортам два дополнительных топливных бака и взять больше снаряжения, необходимого в дальней дороге.
Легендарная Itala сохранилась до наших дней. Ее можно увидеть в Национальном автомобильном музее Карла Бискоретти в Турине.