X

Как появился и почему исчез самый дешевый автомобиль в мире

Сегодня, 10 января исполнилось ровно 15 лет как на автосалоне в Дейли 2008 года был презентован самый дешевый автомобиль в мире – Tata Nano. На презентации было объявлено, что цены на него стартуют от 100 тыс. рупий (1334 доллара). Что и говорить, машины оказалась весьма инновационной как для своего сегмента рынка. Не даром на нее был зарегистрирован 31 патент на дизайн и 37 на технические решения.

Ради удешевления модель Nano комплектовалась только одним стеклоочистителем, наружным зеркалом только со стороны водителя, тремя гайками на колесо. Она также не имела крышки крохотного, 150-литрового багажника. Да что там задняя дверь, у машины даже отсутствовала привычная, наружная заливная горловина бензобака – для заправки нужно было открывать капот. Что уж говорить про такие «роскошные» атрибуты как кондиционер, гидроусилитель, стеклоподъемники и радио.

Tata Nano на вулицях Мумбаї, 2011 р. Фото автора

Под стать крохотной машине, длиной 3099 мм и шириной 1390 мм, был и двигатель. Он был 2-цилиндровый рабочим объемом всего 624 см куб. и мощностью 38 л.с. (51 Нм). Мотор располагался сзади и позволял машине снаряженной массой 600 – 635 кг развивать 104 км/ч. Разгон от 0 до 96 км/ч (60 миль) занимал 37 с. Средний расход топлива был небольшим – 4,24 л на 100 км.

Первоначально компания Tata Motors планировала выпускать ежегодно до 250 тыс. машин Nano. Однако проект начал давать сбой. Старт продаж был перенес с октября 2008 года на апрель 2009-го – причиной стали земельные споры в Западной Бенгалии, где изначально планировалось открыть завод. Анонсируемая цена от 100 тыс. рупий быстро поднялась до 215 тыс. рупий, из-за подорожания сырья и комплектующих. От покупателей также посыпались нарекания о плохом качестве сборки. Свою роль, конечно, сыграла и весьма спартанская базовая комплектация.

Не спасла положения и появившаяся в 2015 году обновленная модель – GenX Nano. Здесь были иные бамперы, появилась уже крышка багажника. Машина получила усиленный кузов, причем в новых цветах, а также 5-ступенчатую автоматизированную КП. Топовые версии имели электроусилитель руля и кондиционер.

В итоге, за первых два полных финансовых года после выхода на рынок (2010 – 2011-й и 2011 – 2012-й) удалось продать 70 432 и 74 527 ед. А затем реализация стала падать: в 2016 – 2017 году она составила всего 7 591 авто, а в 2017 – 2018 (апрель – октябрь) и вовсе упала до 1502 ед.

GenX Nano

Читайте также:
На украинских дорогах замечен народный индийский автомобиль