X

Как эволюционировало рабочее место водителя развозного фургона

Новое поколение Mercedes-Benz Sprinter сегодня демонстрирует, как водители и их напарники могут эффективно выполнять свои задачи в большом комфорте. Системы бесключевого доступа Keyless Start, мощные системы кондиционирования воздуха, удобные сиденья, а также опциональная автоматическая коробка передач 9G-TRONIC и мультимедийная система MBUX…
Это несколько деталей, с помощью которых Sprinter облегчает работу изо дня в день.

Читайте также:
Как изменилось рабочее место водителя грузовика за несколько десятилетий

Однако рабочее место водителя в первых автофургонах выглядело, скорее, как место извозчика. Спартанское рабочее место водителя фургонов развивалось очень медленно в современную кабину с многочисленными удобствами, знакомыми по легковым автомобилям.

“Daimler-Geschäftswagen”

Категория фургонов почти такая же старая, как и сам автомобиль, даже несмотря на то, что термин “фургон” в то время не существовал. Одним из первых представителей этого типа транспортных средств во всем мире был Benz Combinations-Lieferungs-Wagen 1896 года выпуска фирмы Benz & Cie.

В основе небольшого вагонообразного автомобиля со съемным коробчатым кузовом лежал легковой автомобиль “Виктория”, изначально оснащенный 2,5-сильным одноцилиндровым двигателем и полезной нагрузкой в 300 кг. И вот первый “фургон” был доставлен в парижский универмаг Du bon Marché. Водитель транспортного средства сидел на скудно обитом постаменте. Не было ни ветрового стекла, ни крыши. И, более того, привычного рулевого колеса тоже не было. Вместо этого “Combinations-Lieferungs-Wagen” был оснащен вертикально расположенной рукояткой рулевого управления.

Единственная защита от дождя была от небольшой губы крыши, выступающей из корпуса фургона. В соответствии с современным уровнем техники в то время трехступенчатая трансмиссия с цепным приводом передавала мощность задним колесам, и вместо обычно используемого сегодня электрического сигнала водитель сжимал простую «грушу».

Компания Daimler-Motoren-Gesellschaft в 1897 году выпустила автомобиль “Daimler-Geschäfswagen” (коммерческий автомобиль Daimler), который продавался в качестве развозного транспортного средства грузоподъемностью в диапазоне от 500 до 2000 кг.

Benz-Gaggenau D 11

1911: Benz-Gaggenau Lieferungswagen: развозной фургон с прожектором и складной крышей

Построенный между 1911 и 1916 годами, Benz-Gaggenau Lieferungswagen предлагал гораздо больший комфорт для водителя и носил конкретные обозначения моделей коммерческих автомобилей D11, KL11 и B10. В отличие от своих предшественников, они имели правильный руль с наклонной рулевой колонкой, что значительно облегчало работу. Тем не менее, управление по-прежнему требовало больших усилий. Дополнительные рычаги на рулевом колесе могли использоваться для регулирования основных функций двигателя, таких как синхронизация зажигания и топливовоздушная смесь.

Помимо основных фар можно было установить прожектор, что было большим подспорьем при движении в темноте, учитывая тусклое уличное освещение того времени. Как и прежде, водитель под открытым небом, но теперь мог воспользоватся складной матерчатой крышей для защиты от дождя. Отопление, с другой стороны, было еще далекой мечтой, а это означало, что водитель и напарник должны были очень тепло одеваться осенью и зимой.

Mercedes-Benz L1

1926: Mercedes-Benz L 1: откидное ветровое стекло как система кондиционирования

В год слияния Daimler-Motoren-Gesellschaft и Benz & Cie. был запущен Mercedes-Benz L 1. Транспортное средство, которое могло использоваться либо в качестве фургона, либо как грузовик, в зависимости от установленного кузова и полезной нагрузки. На нем впервые применили кузов панельного фургона. Важнейшим новшеством для водителя и напарника стала закрытая кабина.

Вопреки обычаям коммерческого транспорта того времени, он имел боковые окна – то, что даже не было распространенным явлением в легковых автомобилях на момент запуска L 1. Откидное ветровое стекло служило «системой кондиционирования» в жаркие дни. Из полезных деталей отметим окно в перегородке между кабиной, которое позволяло видеть груз, а также наличие прожектора.

Mercedes-Benz L 319

1955: Mercedes-Benz L 319: кабина над двигателем с хорошей круговой обзорностью

В 1955 году молодая Федеративная Республика Германия переживала экономический бум. Торговля, и промышленность нуждаются в подходящих транспортных средствах для того, чтобы справляться с растущим притоком заказов и товаров. С L 319 у Mercedes-Benz был правильный ответ. Первый за почти три десятилетия независимый фургон марки отличался от предшественников своей современной, компактной концепцией cab-over-engine. Его новаторская компоновка и большой объем продахжсделали L 319 предшественником многочисленных успешных поколений фургонов от Mercedes-Benz, вплоть до нынешних серий моделей Sprinter и Vito.

Mercedes-Benz L 319

Для того чтобы обеспечить комфортную посадку в кабину, разработчики переместили переднюю ось далеко вперед, что вместе с изогнутым, цельным панорамным ветровым стеклом придало 3,6-тонному транспортному средству уникальный внешний вид. Приборная панель оснащалась спидометром и указателем температуры охлаждающей жидкости. Топливный датчик еще должен был найти свое место на приборной панели. В то время водителям приходилось подсчитывать, как далеко заедет их автомобиль на 60-литровом баке.

Рычаг переключения передач на руле был ранней предтечей джойстика в нынешнем Sprinter. Указатели поворотов и звуковой сигнал активировались с помощью сигнального кольца на руле. Продольно установленный двигатель, выступавший далеко в салон,  был весьма шумным и затруднял перемещение с места водителя на место напарника. Однако у напарника на передней панели имелась довольно большая полка для хранения документов.

Mercedes-Benz T2, L 309, „Düsseldorfer“

1967: “Дюссельдорфер” с легким доступом

В 1967 году появилась модельная серия L 406 D. Она часто упоминался как “Дюссельдорфер” в честь места производства и была преемником  популярного L 319. Несмотря на общую более угловатую форму кузова в соответствии со стилем времени, концепция следовала идеологии проверенного предшественника. Здесь также применялась короткокапотная компоновка, а двигатель по-прежнему выступал в кабину, хотя уже не так сильно, тем самым значительно улучшая свободу передвижения.

Mercedes-Benz T2, L 309, „Düsseldorfer“

Передняя ось, как и на L 319, также была вынесена далеко вперед, для обеспечения удобства посадки-высадки. Вместо панорамного ветрового стекла было установлено большое прямоугольное, дополненное по бокам меньшими окошками для лучшей видимости. Передачи переключались уже не на руле, а уже длинным, напольным рычагом.

“Дюссельдорфер” оставался современным транспортным средством на протяжении многих лет, а потому неоднократно подвергался модернизации. В 1977 году, например, модель получила обновленный дизайн, который включал в себя иную панель приборов и подъемные боковые окна вместо сдвижных. Более того, появились новые органы управления,  в частности  рулевое колесо, которое сменило архаичное бакелитовое кольцо.

Обновление 1981 года увидел ознаменовалось появлением ключа зажигания. До этого для запуска двигателя и включения ближнего света использовался цилиндрический металлический штифт. В то время большие фургоны были оборудованы на заводе новой внутренней панелью, которая значительно снижала уровень шума в кабине.

Mercedes-Benz T1, „Bremer“

1977: регулируемое в продольном направлении и по высоте кресло водителя в “Бремере”

В 1977 году Mercedes-Benz расширил ассортимент фургона новой моделью, которая была на один весовой класс ниже “Düsseldorfer”: TN (“Transporter neu” – буквально “новый фургон”), которую быстро окрестили “Bremer” ввиду расположения производства. Позже обозначение T 1 стало обычным делом. Как никогда ранее, новая, чрезвычайно универсальная серия моделей с полной массой транспортного средства от 2,4 до 3,5 т приблизилась к легковым автомобилям с точки зрения управляемости и комфорта.

С этой целью разработчики прощаются с дизайном кабины над двигателем, передним приводом и рамной конструкцией, которые использовались до тех пор. Короткий капот был гораздо менее выражен, чем на большем брате, который, с одной стороны, облегчал доступ к двигателю, а с другой стороны позволил переднему мосту переместиться еще дальше вперед, таким образом сохраняя удобство посадки-высадки. С точки зрения водителя и напарника эта концепция была принята на ура. Моторный тоннель занимал меньше места, что сделало реальным сквозной доступ в кабину как с одной стороны, так и с другой, равно облегчив доступ и в грузовое отделение.

Mercedes-Benz T1, „Bremer“

Рабочее место водителя также предлагало ранее неведомый уровень комфорта в сегменте легких коммерческих автомобилей. Mercedes-Benz оснастил новые фургоны стандартно водительским сиденьем, которое можно было регулировать как в продольном направлении, так и по высоте. За удобным двухспицевым рулем находилась информативная приборная панель. Большое ветровое стекло обеспечивала отличный обзор. Система отопления и вентиляции имела двухступенчатый вентилятор.

Mercedes-Benz Sprinter 1

1995: первый Sprinter – с функциональной и просторной кабиной

После почти одного миллиона произведённых единиц, T 1 был заменён в 1995 году на Sprinter. Новое поколение фургонов последовательно переносило концепцию своего предшественника с системой заднего привода, четырьмя вариантами полной массы, обширной гаммой двигателей. К особым характеристикам Sprinter также относится его нестареющий дизайн, а также просторная и особенно функциональная кабина, чей дизайн интерьера и материалы почти достигли стандартов легковых автомобилей. Поскольку передняя часть транспортного средства была снова удлинена по сравнению с Т1, и двигатель был перемещен еще дальше вперед, в кабине появилось еще больше пространства для ног, даже с двухместным пассажирским сиденьем.

Mercedes-Benz Sprinter 1

Многочисленные вещевые отсеки, в том числе запираемый бардачок, облегчили повседневную работу в Spribter. Сиденье водителя регулировалось по высоте в двух уровнях, что было сенсацией в сегменте фургона на то время. Еще одной новинкой стало появление поворотных рукояток управления системы отопления и вентиляции, которые напоминали таковые на легковых автомобилях. Сама система также отличалась мощным четырёхступенчатым вентилятором и режимом рециркуляции воздуха.

Внутренние панели и двери получили новую обивку, что помогло создать более уютную атмосферу. Опциональная подушка безопасности для водителя, регулируемые по высоте трехточечные ремни безопасности и пряжки ремней безопасности, установленные на сиденье, также свидетельствовали о новаторской роли Mercedes-Benz Sprinter с точки зрения безопасности.

Mercedes-Benz Sprinter 1

2000: рычаг переключения передач в стиле джойстика и легковая приборная панель для Sprinter

В рамках фейслифтинга Sprinter в 2000 году Mercedes-Benz ещё больше улучшил интерьер. Панель приборов, ранее имевшая отчетливо функциональный, прямолинейный дизайн, теперь была полностью переработана. Она стала более динамичной и достигла уровня легковых автомобилей как по своей форме, так и по качеству используемых материалов. Особенно это касалось Sprinter в пассажирском исполнении, получившем мягкую, а-ля кожаную обивку внутри, которая стала доступна в качестве опции на других вариантах фургона. Помимо дополнительных деталей комфорта, таких как подстаканник, появился новый рычаг переключения передач в виде джойстика. Теперь он располагался на центральной консоли в пределах легкой досягаемости водителя, что облегчило сквозной доступ в кабину и перемещение по ней.

Mercedes-Benz Sprinter 2

2006: кокпит с большой свободой передвижения и топовой эргономикой во втором поколении Sprinter

Сделать хорошие вещи еще лучше было также девизом для второго поколения Sprinter, выпущенного в 2006 году. Выбор более 1000 базовых моделей с различными вариантами кузова, полной массы и типа привода, а также наличие шасси в качестве основы для отдельных кузовов задали новые стандарты, равно как и обширное стандартное оборудование. Все машины стали комплектоваться электростеклоподъемниками и центральным замком с дистанционным управлением. Сиденья получили увеличенный диапазон регулировки  в продольном направлении, а рулевая колонка получила в качестве опции регулировки по вылету и углу наклона.

Mercedes-Benz Sprinter 2

Интерьер получил еще больше вещевых отсеков, в частности над лобовым стеклом. Наружные зеркала с дополнительными широкоугольными зеркалами улучшили обзор – слепая зона транспортного средства сократилась до минимума. Характерной особенностью новой кабины Sprinter стала высокая центральная консоль с рычагом переключения передач в стиле джойстика. В качестве ценного рабочего пособия компания Mercedes-Benz впервые в Sprinter предложила информационно-развлекательную систему COMAND APS со встроенной навигационной системой. Такой же новацией стал и многофункциональный руль.

Mercedes-Benz Sprinter 2018.

2018 год: третье поколение Sprinter с мультимедийной системой MBUX с голосовым управлением

Третье поколение Mercedes-Benz Sprinter дебютировало в 2018 году и задало новый тон в сегменте фургонов с точки зрения комфорта, эргономики и функциональности. Был представлен eSprinter – первая версия с электроприводом, объединившая все преимущества культового фургона с нулевым вредным выхлопом.

Pressefahrvorstellung Mercedes-Benz Sprinter 2018.

Среди выдающихся новинок нынешнего Sprinter является мультимедийная система MBUX (Mercedes-Benz User Experience) с 10,25-дюймовым сенсорным экраном и голосовым управлением. Новые эргономичные сиденья обеспечивают высокий уровень комфорта. Они могут быть адаптированы к индивидуальным потребностям водителя, а регулировки с электроприводом получили функцию памяти.

Среди других новаций – бесключевой доступ, “Drive Select”, подрулевые «лепестки» переключения передач для автоматических коробок и улучшенная система кондиционирования воздуха. Автоматический климат-контроль THERMOTRONIC автоматически управляет скоростью вентилятора, распределением воздуха и температурой.

Читайте также:
Mercedes Sprinter перевели на электротягу (фото)