Как автомобиль «Малыш» разошелся многомиллионным тиражом
В этот день, 1 ноября 1972 года на Туринском автосалоне дебютировал автомобиль Fiat 126. Он вошел историю как одна из самых массовых особо компактных моделей, а также как рекордсмен среди заднемоторных машин по продолжительности выпуска.
Этот автомобиль продолжал линию развития популярной микролитражки Fiat 500 Nuovo, которая выпускалась с 1957 года. У него была та же заднемоторная компоновка и тот же размер колесной базы – 1840 мм. Однако дизайнер Серджио Сарторелли предал облику машины новую, современную форму, а салон сделал более просторным и безопасным.
Тем не менее, машина в целом была весьма компактная. Длина ее составляла 3054 мм, ширина 1378 мм и высота 1302 мм. Понятно, что невелика была и снаряженная масса: 580 – 619 кг, в зависимости от комплектации.
На автомобиле был установлен рядный 2-цилиндровый мотор воздушного охлаждения. Поначалу он имел рабочий 594 см куб. и развивал 23 л. с. В конце 1977 года появилась и версия с увеличенным рабочим объемом – 652 см куб. Мощность при этом, правда, не увеличилась. Но крутящий момент несколько возрос: с 39 до 43 Нм. Впрочем, и моторы 594 см куб. сняты с производства не были.
Всего до 1979 года в Италии на заводах Fiat в Кассино и Термини-Имереза было изготовлено 1 млн 352 тыс. 912 автомобилей Fiat 126.
Нужно сказать, что эта модель с успехом поставлялась на экспорт, в том числе и за океан – на Кубу. А Китай закупил более 10 тыс. таких машин, главным образом для использования в качестве такси. В Австрии была даже налажена их сборка, правда, там выпустили всего 2069 штук.
Как говорится, нет пророка в своем отечестве, и лидером по выпуску Fiat 126 стала, отнюдь, не Италия. В 1973 году, 6 июня был произведен самый первый автомобиль Polsky Fiat 126р в Польше. Его осуществило новое предприятие FSM (Fabrika Samochodow Malolitrowych) на юге страны, в городе Бельски Бяла. А чуть позже, 22 июля этого же года состоялось официальное открытие предприятия. Через два года, в сентябре 1975 года эти машины стали выпускать и на заводе Тыхы, в 20 км от Катовице.
Поначалу машины были почти идентичны базовому итальянском образцу. Однако шасси было более высоким, изменилась решетка на задней панели, а подфарники стали оранжевыми вместо белых.
На протяжении 80-х гг. машину модернизировали. Она получила улучшенные тормоза, новые колеса. А в 1984 году ее подвергли фэйслифтингу: появились пластиковые бамперы и новая приборная панель. Эти машины обозначались как Fiat 126pFL. В 1987 году машина стала предлагаться с 3-дверным кузовом типа хэтчбек – до этого он был 2-дверным, с откидной крышкой моторного отсека сзади. Интересно, что автомобиль за небольшие габариты получил прозвище Maluch («Малыш»). А с 1987 года оно стало официальным названием машины.
В мае 1993 года был выпущен 3-миллионный автомобиль Polsky Fiat 126p, а 22 сентября 2000 года производство было прекращено. Всего за 27 лет в ПНР изготовили 3 млн 318 тыс. 674 таких машин. А в общей сложности в 1972 – 2000-х гг. в мире было выпущено 4 млн 673 тыс. 655 автомобилей типа Fiat 126.