Ford первым в мире сделал экзоскелеты стандартным оснащением для рабочих конвейера
Футуристические наряды вызывают в памяти супергероев вроде «Железного человека». Однако в действительности они заботятся о человеке, обеспечивая поддержку спине и плечам благодаря переносу нагрузки на бедра. Благодаря этому значительно снижается вероятность получить травму во время работы.
«Работа на сборочной линии требует знания, умений и связана с физическими нагрузками. Экзоскелеты выглядят как что-то из области научной фантастики, но они действительно помогают снизить нагрузку на наших работников и облегчают выполнение физически сложных операций», – сказал Дейл Вишнуски (Dale Wishnousky), вице-президент по производству европейского подразделения Ford.
К 2020 году четверть всех жителей Европы будут составлять люди от 60 лет и старше*. Ожидается, что от использования экзоскелетов выиграют в первую очередь работники старшего возраста, а также имеющие заболевания опорно-двигательного аппарата и ограниченную подвижность. Болезни опорно-двигательного аппарата в Европе составляют 61% от всех случаев заболеваний, связанных с работой. В одной Германии из-за них недопроизводится чистой продукции на 16 миллиардов евро в год**.
Хотя экзоскелеты проходили испытания и на других автомобильных предприятиях, завод Ford в Валенсии (Испания), где производятся Ford Galaxy, Ford Kuga, Ford Mondeo, Ford S-MAX и Ford Transit Connect стал первым, где технологическая новинка официально стала частью производственного процесса.
Изготовленные из легкого титана и углеродного волокна, 9 используемых в настоящее время костюмов помогают работникам конвейера поднимать, перемещать или переносить что-либо весом более трех килограммов, когда работа требует выполнять эти операции в неудобной позе. Костюмы обеспечивают защиту и поддержку, снижая усталость и возможность получения травм благодаря уменьшению нагрузки и напряжения от повторяющихся движений, которые с течением времени могут нанести вред организму.
Во время разработки и первых испытаний экзоскелета, менеджеры по производству попросили около 200 сотрудников завода рассказать как, по их мнению, новая технология поможет им в работе. По результатам опросов были выбраны 100 сотрудников, которые выиграли бы от внедрения экзоскелетов больше всего. Впоследствии они тесно сотрудничали с дизайнерами устройств. Сотрудники в костюмах работают с тяжелыми или неудобными в обращении деталями – такими, как топливные баки. Проект оказался настолько успешным, что с апреля в экзоскелеты облачат еще 20 сотрудников.
Для Ford новый проект стал частью инвестиций компании в развитии «Индустрии 4.0» – этим термином описывается четвертая промышленная революция, подразумевающая внедрение автоматизации, обмен данными и новые технологии производства.
На сегодняшний день специалисты по эргономике Ford в Северной Америке вовлечены в производственные процессы более чем 100 новых моделей. Благодаря использованию эргономичных технологий производства Ford добился не только снижения числа травм на производстве на 70%, но и на 90% уменьшил количество эргономических проблем – таких, как необходимость тянуться за далеко расположенной деталью или устанавливать ее в труднодоступном месте.
«Моя работа порой больше напоминает тренировку в спортзале и для выполнения некоторых операций нужно иметь серьезную физическую подготовку. Экзоскелет все изменил – теперь в конце рабочей смены я чувствуют себя намного менее уставшим, чем прежде», – отметил 34-летний работник конвейера Рамон Наваррете (Ramón Navarrete), занимающийся установкой деталей интерьера.
* European Commission for Research, Innovation and Science
**Federal Institute for Occupational Safety and Health