Европа поможет научить украинцев соблюдать ПДД. Часть 1
Вопросы соблюдения ПДД и система наказаний за нарушения, так называемые «штрафы ГАИ», остаются горячей темой в нашем обществе даже в нынешнее непростое время. Достаточно посмотреть дискуссии и видео в соцсетях, чтобы понять остроту проблемы. Но одними спорами и взаимными упреками добиться прогресса вряд ли удастся. Очевидно, принятые у нас процедуры контроля и кодекс об административных правонарушениях требуют изменений. Нужны новые подходы и сейчас самое время посмотреть опыт других стран – есть ли там полезные и для нас решения?
Давно хотел обратить внимание на Германию, ведь эта страна известна своим пристрастием к рациональному порядку. Система безопасности на дорогах тут базируется на нескольких принципах.
1. Конструкция дорог, ограждений и разграничителей, а также размещение и состояние знаков, разметки, информационных табло, светофоров и т.д. сами по себе обеспечивают «профилактику» нарушений. То есть, водителю предельно ясно, что от него требуется, а полиции нет нужды следить, заметит ли он стертую разметку.
2. Водителям хорошо известно, что будет в случае нарушения: ответственность очень подробно прописана, наказание неотвратимо, повсеместно применяется автоматическая фиксация, т.е. перед законом все в равных условиях. Более того, предусмотрены даже законные способы «облегчения жизни» нарушителя, чтобы не соблазнять искать обходные пути.
Есть несколько интересных «процедурных» моментов. При автоматической фиксации нарушитель получает письмо о наложении штрафа и счет для оплаты. Штрафы за небольшие нарушения (некритическая парковка, некоторые знаки, небольшое превышение скорости и т.п.), которые называются «денежное предупреждение» (нем. Verwarnungsgeld), может выписывать не только полиция, а и органы местного самоуправления – так уменьшается бесконтрольная территория и возможность безнаказанно нарушать. Ну и затраты на подготовку и зарплату гражданского контролера и «силовика» полицейского заметно отличаются. А вот грубые нарушения (красный свет, алкоголь, аварийная ситуация, большое превышение скорости), отказ от уплаты или просрочка штрафа, а также повторные нарушения находятся уже в ведении полиции и называются собственно «денежный штраф» (Bußgeld).
За парковку под углом водитель обеднеет на 340 грн
Приведенные тут фрагменты таблицы немецких штрафов (для самых «показательных» нарушений) говорят сами за себя. Тем не менее, пару моментов хочется подчеркнуть особо. Во-первых, у немцев нет никаких «вилок штрафа», а вместо этого расписаны конкретные разновидности одного класса нарушений, чтобы немецким «гаишникам» не нужно было самим ничего выдумывать. Во-вторых, за особо опасные нарушения предусмотрены комплексные наказания: штраф плюс штрафные баллы (пункты), насобирав которые водитель попадает на медосмотр и проверку адекватности. При повторных нарушениях штраф меняется на запрет управления от 1 до 4 месяцев. В-третьих, много типичных нарушений, которые в нашем админкодексе сформулированы общими фразами (т.е. на усмотрение гаишника или суда), у немцев оцифрованы или конкретизированы. Обращает на себя внимание, что хотя за особо опасные нарушения суммы штрафов просто огромные, остальные штрафы относительно уровня зарплат у немцев «дешевле», чем у нас. Очевидно, они компенсируют это их количеством.
На мой взгляд, нам полезно было бы присмотреться к таким разделам немецкого каталога штрафов. «Парковка» – есть много формулировок, вполне актуальных и для наших крупных городов. Прописаны и конфликтные ситуации, которые у нас, к сожалению, водителям приходится решать самим путем «выяснения отношений» друг с другом.
«Превышение скорости» – штраф проградуирован на 10 диапазонов, причем разный для населенных пунктов и вне их пределов, за превышение более чем на 70 км/ч штраф огромный (600 евро), а при повторном таком проезде положено 3 месяца «отдыха» без прав.
Проезд на красный свет с угрозой аварии или когда «красный» горит более секунды гарантирует штраф более 200 евро или минимум 1 месяц без прав.
В разделе «Обгон» есть конкретные наказания как за слишком быстрое, плотное, медленное опережение, так и за создание помехи движением с малой скоростью.
По материалам немецких СМИ
Читайте продолжение: Европа поможет научить украинцев соблюдать ПДД. Часть 2