Просто вывесив и сняв колеса с автомобиля, можно самостоятельно обнаружить поломки и износ деталей и узлов подвески, рулевого механизма и тормозной системы автомобиля.
ШРУСы
Неисправность ШРУСа на вывешенном автомобиле обнаружить сложно, да и никто этого не делает, так как о своем износе он сигнализирует стрекотом при вывороте колес во время разгона. Но другое дело пыльник ШРУСа, собственно, отвечающий за долговечность этого самого шарнира. Пыльник ШРУСа – недорогая деталь, поломка которой может обернуться дорогостоящим ремонтом. Происходит это, если вы вовремя не заметили потерю его герметичности. Пыльник имеет конструкцию гармошки, поэтому в случае потери герметичности на неровностях дороги из-за деформаций может работать «на всасывание», затягивая внутрь как пыль, так и воду. Пыль при этом этом смешивается со смазкой и превращается в абразивную пасту, а вода просто вымывает смазку из пар трения. В обоих случаях это провоцирует интенсивный износ дорогостоящего ШРУСа. В дождливую погоду даже одного дня езды по лужам достаточно, чтобы убить его. Визуальные признаки потери герметичности – явно выраженные видимые трещины или жирные пятна смазки на наружной поверхности пыльника. В таких ситуациях эта деталь требует срочной замены. Причем каждому следует знать, что пыльники бывают пластиковыми и выполненными из специальной резины. Лучше ставить такие, какие стояли у вас на машине с завода.
Покачивая вывешенное колесо в горизонтальной плоскости, можно обнаружить люфт в рулевом механизме. Если есть треснутые, сломанные витки пружины, ее следует заменить.
Снятое колесо открывает доступ к пыльникам ШРУСов, которые следует изучить на предмет разрывов и трещин при вращении ступицы.
ПОДШИПНИКИ СТУПИЦ
Еще до демонтажа колес с подвешенного авто можно проверить наличие люфта в подшипниках ступиц. Для этого нужно взять колесо двумя руками – одной сверху, другой снизу и покачать его в направлении, перпендикулярном плоскости качения. Если вы почувствовали малейший люфт, значит подшипники изношены и подлежат замене – по отдельности или вместе со ступицей (в зависимости от конструкции).
САЙЛЕНТ-БЛОКИ
Сайлент-блоки подлежат внешнему контролю на предмет наличия крупных трещин и явно выраженного износа, из-за которого ось рычага существенно сместилась в одну сторону относительно внешней оболочки. Если присутствуют такие симптомы, следует готовиться к замене этих деталей. В противном случае гарантированы ускоренный износ шин и амортизаторов, а также ухудшение управляемости.
АМОРТИЗАТОРЫ
Амортизаторы являются элементом системы безопасности автомобиля, так как в случае их выхода из строя или снижения эффективности работы увеличивается тормозной путь (особенно на разбитых дорогах), ухудшается курсовая устойчивость и управляемость при экстремальных маневрах. Поэтому если вы не обнаружили потеки масла на амортизаторах (явный признак их поломки), это не означает, что они исправны. Лучше всего эти узлы протестировать на стенде проверки амортизаторов, который вам выдаст рекомендации относительно того, нужно ли их менять или нет.
ПРУЖИНЫ
Получив свободный доступ к подвеске, стоит обратить внимание и на целостность пружин. Обломанную пружину следует заменить, причем вместе с напарницей по оси. Если из-за старости они просто просели, вернуть былой клиренс помогают проставки под пружины.
Приступать к контролю состояния ходовой можно только после того, когда будет полностью исключено падение авто с домкрата. Для этого под неподвешенные колеса другой оси необходимо установить противооткатные башмаки, а самой приподнятой машине дополнительно подставить более устойчивый подпор, после чего можно немного отпустить домкрат, перераспределив часть нагрузки на подпор.
ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА
Снятые колеса открывают доступ к тормозным механизмам – дискам (барабанам) и суппортам. В первую очередь обратите внимание на остаточную толщину фрикционных накладок тормозных колодок. Если она приближается к 2 мм, готовьтесь к ближайшей замене. Если толщина уже меньше 2 мм, меняйте колодки срочно, иначе после их износа до металла будет поврежден тормозной диск, который в лучшем случае придется протачивать, а в худшем – менять на новый. Стоит обратить внимание и на тормозной диск, проведя пальцем по отполированной колодками поверхности. Если на ней присутствуют выпуклости и впадины, а по краям есть заметные буртики, значит диск подлежит проточке. Но предварительно узнайте, какова допустимая толщина тормозного диска вашей машины. Если износ уже критичный, диск нужно менять.
Попутно суппорты и их направляющие желательно очистить от скопившейся грязи, продуктов окисления и коррозии.
Большая разница в износе тормозных колодок на левом и правом суппорте может свидетельствовать о подклинивании суппортов и их поршней.