Диагностика автомобиля: забегая вперед
В конструкцию современных автомобилей заложен немалый запас надежности и прочности. Поэтому даже износившаяся деталь или узел может успешно выполнять свои функции – до тех пор, пока износ не станет критическим и не приведет к поломке. Хуже всего, если это произойдет в пути, вдали от СТО. При этом нередко водитель даже не догадывается о назревающей проблеме, ведь конструкторы современных авто сделали максимум возможного для того, чтобы в пассажирский салон не проникали шумы и вибрации от работы устройств и механизмов, чтобы рулевое управление и тормоза были легкими, а все попытки пуска двигателя – неизменно успешными. Поэтому и нештатные проявления в поведении машины сведены к минимуму.
Для предупреждения неожиданных поломок автомобиля придумано регламентное техослуживание через определенное количество километров. Рекомендациями автопроизводителя касательно ТО-1, ТО-2, ТО-3 не следует пренебрегать даже владельцам старых машин
Но даже если грамотный автомобилист заметит в своей машине что-то необычное, сможет ли он правильно оценить суть неисправности? Тренеры украинского Учебного центра Bosch говорят, что это возможно, но уточняют, что за каждым нештатным проявлением может стоять целый комплекс проблем. Для примера приведем несколько наиболее характерных случаев.
Чтобы подтвердить подозрения водителя или данные первичной диагностики, проводят серьезную проверку параметров двигателя. Она начинается с диагностического сканера
Выбирая СТО для диагностики и ремонта автомобиля, многие водители оказываются перед дилеммой: серьезная, но дорогая станция техобслуживания или некая полуофициальная точка с более демократичной ценой. Если речь идет о сложной современной машине, попытка сэкономить может привести к двойным расходам. Ведь чем ниже уровень СТО, тем меньше шансов, что ее мастера с первого раза правильно выявят и устранят вашу проблему. Между тем у крупных сетевых станций вероятность успеха при поиске причины неполадок приближается к 100%. Обеспечивается это и огромным коллективным опытом, и специальными системами, которые призваны сократить время диагностики для самых сложных случаев. Так, программное обеспечение бошевских сервисов позволяет проводить удаленную диагностику в режиме онлайн, когда в мозги автомобиля, забарахлившего где-то в украинской глубинке, через интернет заглядывает эксперт, расположившийся у монитора компьютера в киевском или, скажем, мюнхенском офисе.
Углубленную диагностику АКБ производят прямо на машине, но уже при помощи специального тестера
Кроме того, в некоторых сетях СТО есть суперэксперты по диагностике, которые помогают специалистам авторизованных СТО телефонными консультациями. А в том же головном офисе Bosch ведут учет всех проблемных случаев, с которыми к их консультантам обращаются диагносты и ремонтники со всего мира (информационная система Trouble Ticket System), чтобы при следующем подобном обращении незамедлительно дать клиенту готовое решение. И такая подробность: Bosch хранит на своем сервере историю всех ремонтов дизельных компонентов, поступавших когда-либо на его станции, чтобы при последующем обращении, к примеру, с этой же конкретной форсункой мастерам было легче устранить неисправность. Естественно, подобный подход к вопросам диагностики и ремонта недоступен в мелких пунктах автосервиса.
Работа ходовой
Явный стук в подвеске – это сигнал к неотложному ремонту. Но иногда мы замечаем, что и посторонних стуков как таковых нет, но неровности автомобиль проезжает не так комфортно, как прежде, а более шумно и тряско. Это повод проверить амортизаторы – возможно, они утратили свою эффективность в определенных режимах. Дедовский метод – путем раскачки капота или кормы вручную – тут, скорее всего, ничего не даст, поскольку амортизатор может еще хорошо демпфировать крупные колебания кузова, но не работать при мелких вертикальных колебаниях колеса. Такая неисправность увеличивает тормозной путь на неровных участках дороги, поэтому следует обратиться для инструментальной диагностики на СТО. Вполне вероятно, что проверяя машину на стенде, специалисты вместе с износом амортизаторов выявят еще не заметный водителю износ сайлент-блоков, шаровых опор, рулевых тяг и увеличенный зазор или износ ступичных подшипников.
Пуск двигателя
Если холодным утром стартер вращается не так быстро, как обычно, стоит задуматься об исправности сразу нескольких систем. Не всегда дело в состарившемся аккумуляторе. Возможно, он еще неплох, но недозаряжается из-за проблем в проводке, неполадок генератора или реле напряжения. Не менее вероятно, что потребуется ремонт самому стартеру. Чересчур быстрое его вращение при запуске мотора – это тоже не всегда хорошо. На глаз таких вещей не заметить, но диагностика с применением мотортестера (в частности, Bosch FSA) может показать, что слишком легкая прокрутка объясняется снижением компрессии в цилиндрах, а значит, владельца ждет ремонт цилиндро-поршневой группы. Внимательный водитель при холодном старте может и сам заметить необычное поведение стартера или двигателя. Медленное вращение коленвала, необходимость держать стартер включенным дольше обычного или потребность его повторного включения должны стать поводом для проверки этих систем.
Аппетит дизеля
Казалось бы, мелочь – дизель семейного кроссовера немного дымит. А вот если его еще и в повышенном аппетите уличили – это уже повод для беспокойства и для визита на специализированную «дизельную» СТО. Там вам могут поставить диагноз: неисправна форсунка (а то и несколько). Использовав специальное оборудование, форсунку, скорее всего, починят, а вот поршни, которые у моторов Common Rail любят прогорать при длительной езде с неправильным распылом топлива, придется менять. Поэтому владельцам дизельх авто с пробегом стоит быть повнимательнее ко всем необычным проявлениям в работе своего двигателя, в том числе в разных режимах движения и при прогреве.