Депутаты предлагают увеличить налог на роскошь
Как известно, с 1 января 2015 года владельцы легковых автомобилей возрастом до 5 лет с объемом двигателя свыше 3,0 л обязаны ежегодно платить транспортный налог (или «налог на роскошь») в сумме 25 тыс. грн. за каждое ТС. Такой порядок определен пунктом 81 раздела I Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы». При этом размер налога не зависит от стоимости автомобиля. Народный депутат Юрий Левченко (внефракционный) подал свой законопроект #1830, в котором система расчета данного налога кардинально другая.
«Существующая система расчета транспортного налога является непропорциональной и несправедливой, поскольку за основу берется не стоимость автомобиля, а объем двигателя и его возраст, говорится в пояснительной записке к законопроекту. Кроме того, отсутствие дифференциации размера ставки налогообложения приводит к возмущению в обществе, поскольку независимо от стоимости автомобиля (500 тыс. грн. или 2 500 000 грн.) ставка налога составляет 25 тыс. грн. Во многих развитых странах мира, таких как Дания, Израиль, Австралия, Япония, транспортный налог исчисляется в зависимости от стоимости автомобиля, – говорится в записке. – В отличие от принципа исчисления налога согласно технических параметров транспортного средства, вычисления транспортного налога от стоимости автомобиля соответствует принципам социальной справедливости и позволяет распределять фискальную нагрузку пропорционально доходам населения». Депутат предлагает ввести дифференцированный подход к указанному вопросу и установить размеры ставок налога в зависимости от «среднерыночной» стоимости автомобиля.
Стоимость автомобиля, млн. грн. | Размер налога, % | Размер налога, тыс. грн. |
1,0-1,5 | 1,5 | 15-22,5 |
1,5-2,0 | 2,0 | 30-40 |
2,0-2,5 | 3,0 | 60-75 |
2,5-3,0 | 4,5 | 112,5-157,5 |
3,0-3,5 | 6,0 | 195-227,5 |
3,5-4,0 | 9,0 | 315-360 |
4,0 и выше | 13,0 | 520 и выше |
Кто и по какому порядку будет устанавливать «среднерыночную» стоимость, из Законопроекта непонятно. Зато понятно, что уменьшить ее будет несложно, так как сейчас эта сумма занижается при купле-продаже автомобилей с целью уменьшения налогообложения. Кроме того, этот критерий повысит затраты на администрирование налога, поскольку необходимо будет привлекать оценщика, который без визуального осмотра машины не сможет установить реальную цену.
В законопроекте не указано, до какого возраста попадают под действие налога автомобили. А это значит, что такой критерий в расчет размера налога не заложен. То есть, пока машина будет стоить свыше миллиона гривен, владелец будет обязан платить.
Сегодня многие автомобили с мотором свыше 3,0 л новыми стоят свыше 1 млн. грн. Так, к ним относятся Acura MDX, половина моделей Audi (от А6 и выше), BMW (от 4-ой серии и выше), Mercedes-Benz (от Е-класса и все внедорожники), ряд моделей Lexus, Infiniti, Porsche, Jaguar, Aston Martin, Bentley, Ferrari, и конечно, любимый депутатами Range Rover.
В категорию от 2,0 до 2,5 млн. и от 2,5 до 3,0 млн. грн. попадают, например, новые Audi Q7, BMW X5 M, X6 и заряженные внедорожники Mercedes-Benz ML 63 AMG 4MATIC.
Свыше 3 млн. гривен стоят BMW 760i, а знаменитый «шестисотый» Mercedes-Benz S-класса оценивают в сумму свыше 4 млн. грн., как и Range Rover в версии Autobiography.
От 8 до 14 млн. гривен стоят новые Rolls-Royce. Владельцу такого автомобиля в случае принятия законопроекта придется платить свыше 1 млн. гривен ежегодно. Правда, в 2014 году никто в Украине не купил автомобиль этой марки, зато в 2013-м их обладателями стали 5 наших соотечественников.
Примут ли депутаты данный законопроект, пока непонятно, ведь в нем есть ряд недоработок. Мы будем следить за судьбой данного проекта.