День Победы: Willys MB – иномарка нашей войны
Исторический обзор Willys MB – машины для войны, без дверей и кабины. Именно Willys MB был верным спутником наших дедов во время ВОВ.
В День Победы мы поминаем наших дедов, невероятной ценой отвоевавших нам жизнь и свободу. А ведь многие из них так и не стали дедами, навеки оставшись двадцатилетними. И вместо девушек у них были ППШ и «трехлинейки», вместо «планшетников» – планшеты с «километровками», а самой модной из тачек считался простецкий Willys MB.
Они не учились в университете, не зарабатывали деньги в конторе или на заводе, не «отрывались» в клубах и на танцплощадках, хотя могли бы. Вместо этого они сражались и умирали за Родину – и еще вопрос, смогли бы современные молодые люди сделать это так же умело и самоотверженно. Мы устроили нашему двадцатилетнему репортеру «встречу» с его сверстником из 1945-го. Рядовой Красной Армии, ковавший Великую Победу, как будто принес с собой часть той, военной жизни – такой далекой, киношной для нас и такой реальной для него: застиранная «хэбэшная» форма, грубые сапоги, винтовка образца 1891–1930 гг. и полноприводный Willys MB, поступавший в СССР из Америки. Не ударить в грязь лицом на этой встрече нашему современнику помог прямой потомок «Виллиса» – Jeep Wrangler второго поколения. Вот такая получилась примерка.
Без дверей
Ни слова о комфорте. Willys MB – машина для войны, без дверей и кабины. Но садиться за руль нелегко: чтобы запрыгнуть на сиденье, нужно собраться и одернуть тесные джинсы. Усевшись, мы с моим сверстником «из сорок пятого» касаемся друг друга плечами. Колени подняты к самому рулю, так и едешь с полусогнутыми ногами.
Большая баранка заменяет гидроусилитель, стальные рельефные педали трудно нажимать в мягких кроссовках. Но солдат в «кирзачах» не понимает, в чем моя проблема, и легко выжимает тугое сцепление огромной подошвой. «Галерею» табличек на торпедо я изучил еще раньше. В армиях всех стран принято растолковывать водителям, как пользоваться трансмиссией, и уже на американских заводах машины для СССР оснащались табличками на русском.
Весенний ветер треплет мою одежду – в отличие от гимнастерки на моем соотечественнике из далеких 1940-х. Лобовое стекло приоткрыто для вентиляции, а может и откидываться на капот, уменьшая высоту машины. Мне кажется, что это прикольно выглядит, а водитель Willys MB говорит, что это шанс на жизнь под обстрелом.
Пора в путь
Поворачиваю маленький ключ зажигания и нажимаю ногой на педаль стартера. Мотор отозвался мгновенно и приятно зарокотал… Отпустив «кочергу» в центре торпедо, снимаюсь с ручного тормоза и включаю первую передачу – коротким точным щелчком на себя. А прямо от себя – это не вторая передача, а задний ход. Воевавшие на Willys MB вспоминали, что такая схема переключения удобна, когда приходится выбираться из грязи либо снега раскачкой. Машина трогается довольно резко, что немного удивляет, учитывая возраст и назначение американской иномарки. Живо разгоняюсь, вторая, третья – удивляет наличие синхронизаторов на высших ступенях. Руль вполне четкий и информативный, а вот от затеи сходу взобраться на крутой пригорок меня отговорили: из-за узкой колеи машина склонна к опрокидыванию.
Пушку? Легко!
На современных неровностях автомобиль здорово потряхивает, простейшая подвеска на четырех продольных рессорах жестковата. Иначе нельзя – как же тащить по бездорожью артиллерийское орудие? На фронтах Великой Отечественной американский вояка легко буксировал советскую 45-миллиметровую противотанковую пушку. В американской армии воевали Willys MB с пулеметом или противотанковой пушкой калибра 37 мм за спинками сидений. Какие-то крепления есть на кузове и нашего экземпляра.
Сравнивая Willys MB с его «одноклассником» ГАЗ-67, современники отмечали худшую проходимость «американца», что, в первую очередь, объяснялось его узкой колеей. В то же время он – один из «основоположников жанра» – имеет подключаемый передний мост и понижающую ступень в раздатке. В обеих коробках запаса прочности не наблюдалось, а шестерни мостов были живучими и довольствовались примитивной смазкой типа «Нигрол».
А-70 ему подавай…
Откинув прямо на стекло скругленную по краям крышку капота, находим под ним четырехцилиндровый бензиновый мотор объемом 2,2 литра. В те времена с паспортной мощностью в 60 л. с. (по советским замерам – не более 57 л. с.) он считался «силачом». Крутящий момент в 142 Нм, доступный с 2000 об/мин, обеспечивал легкому джипу (1020 кг) хорошую динамику на старте. Проблемой для водителей Willys MB на войне был дефицит качественного горючего. Иномарка потребляла бензин с октановым числом 66–70, в то время как отечественный «одноклассник» ГАЗ-67Б перебивался смесью 62-го с соляркой или керосином. Некачественные ГСМ сокращали ресурс мотора «американца» до 15 тыс. км, после чего следовал капремонт. На двигателе применяются стандартизированные в армии США узлы: генератор, реле-регулятор, аккумулятор, трамблер, бензонасос, карбюратор, термостат, фильтр тонкой очистки масла. Их и сегодня можно выписать с заокеанских складов – все еще в упаковке военных времен, но по вполне современным ценам.
Мощному двигателю (60 л. с.) требовался высокооктановый бензин. | Официально машина считается четырехместной, но нередко в ней передвигалось больше военных. |
С ним в разведку?
Willys MB оставил удивительное впечатление – это сочетание военно-полевой утилитарности с достойным качеством. Куда в меньшей степени это просматривается в его «праправнуке» Jeep Wrangler. Собственно, такая же разница между современным поколением и теми людьми, которые вместе со стариной «Виллисом» победили в той войне.
История
Два сапога пара
В 1940 году военные США объявили конкурс на легкое многоцелевое транспортное средство. Из проектов трех фирм – American Bantam, Willys Overland и Ford Motors – после сравнительных испытаний и доработки лучшим признали Willys. Его и производили на заводах Willys Overland и Ford Motors на протяжении всей войны. Машины, сходившие с конвейера Willys Overland Motors Inc, обозначались как Willys MA, Willys MB. Ford Motor Company выпускал их под именем Ford GP, Ford GPW. Willys сделал около 370000 внедорожников, а Ford – 280000. Кстати, именно от транскрипции фордовского индекса GP (джи-пи) произошло слово «джип».
Wyllis MB | |
Общие данные | |
Тип кузова | кабриолет |
Дверей/мест | -/4 |
Габариты, Д/Ш/В, мм | 3335/1585/1830 |
База, мм | 2032 |
Масса снаряженная/полная, кг | 1020/1270 |
Объем багажника, л | – |
Объем бака, л | 57 |
Двигатель | |
Бензиновый |
|
Расп. и к-во цилиндр./кл. на цил. | R4/2 |
Объем, см куб. | 2199 |
Мощность, л. с. (кВт)/об/мин | 60(44)/3600 |
Макс. кр. мом., Нм/об/мин | 142/2000 |
Трансмиссия | |
Тип привода | полный |
КП | 3-ст. мех. |
Ходовая часть | |
Тормоза передние/задние | бараб./бараб. |
Подвеска передняя/задняя | завис./завис. |
Усилитель руля | – |
Шины | 6–16 |
Эксплуатационные показатели | |
Максимальная скорость, км/ч | 104 |
Разгон, 0–100 км/ч, с | 22 |
Расх., л/100 км | 11 |
Одна на всех
Помните, как поют в фильме про Победу? «Одна на всех…» Победить сильнейшего противника в 1941–1945 гг. нам помогали союзники. Символично, что сегодня в организации тест-драйва двух полноприводных «родственников» нам содействовал американец – именно в гараже Ника Пиацца нашелся подходящий Jeep Wrangler.