Концерн Continental к 36-му международному Венскому симпозиуму приготовил новые ноу-хау, которые позволят снизить выбросы окислов азота (NOx) дизельными двигателями.
Ввиду постоянного ужесточения лимитов по выбросам NOx в атмосферу, которые регламентируют как стандарты Евро 6, так и самые жесткие калифорнийские нормы (SULEV), которые в ближайшее время станут контролировать токсичность выхлопа дизелей в ходе реального движения, инженеры Continental разработали целый ряд технических решений данных проблем. Важную роль в этом сыграло вхождение компании Emitec в состав подразделения Powertrain концерна Continental. Emitec специализировалась на разработке и производстве каталитических нейтрализаторов отработавших газов и других экосистемах, а после вхождения в состав Powertrain получила еще большие возможности для развития систем очистки отработавших газов.
Главная новинка Continental – компактный каталитический конвертор, который устанавливается в непосредственной близости к двигателю. Этим обеспечен быстрый прогрев катализатора до его рабочей температуры, при которой обеспечивается эффективная очистка отработавших газов от окислов азота и других химсоединений. Для того чтобы катализатор стал компактнее, его сделали двухстворчатым с входом и выходом отработавших газов с одной стороны. Это дало два преимущества. Во-первых, этот узел стал боле коротким, а во-вторых, в нем равномернее распределяется тепло и он дольше удерживает тепло.
Актуальность борьбы с NOx обусловлена еще и тем, что выхлопные газы в соответствии с Евро 6 по количеству углеводородов (СН), монооксида углерода (СО) и саже настолько низкие, что иногда в дорожной пробке их концентрацией оказывается выше, чем то, что вылетает из выхлопной системы современных дизелей. Единственным химическим соединением, которое требует уменьшения, являются окислы азота NOx.
В Вене представят новый «селективный восстанавливающий катализатор» (selective catalytic reduction, SCR), который является эффективным средством борьбы с NOx. Принцип его работы основан на впрыске порций мочевины в выпускной тракт. В нынешних системах эффективное испарение мочевины в выпускном тракте после впрыска происходит в ходе прохождения около 300 мм пути по направлению движения потока газов. Но так как в новой системе моноблок катализатора стоит сразу на выходе из турбокомпрессора, а далее стоит сажевый фильтр и т.д., то такой дистанции уже нет. Поэтому систему инженеры разработали новый способ подачи мочевины, который направлен навстречу выпускным газам. Раствор распыляют в задней части катализатора на его «решетку», которая имеет гидролитическое покрытие, обеспечивающее быстрое испарение мочевины. Этим ускорили протекание химических реакций, снижающих содержание окислов азота в выхлопе.
Для гибридных авто, а также там, где нет возможности установить катализатор возле выпускного коллектора, данный очиститель сделали с электроподогревом (e-cat). Он позволяет ускорять выход этого узла на рабочий температурный режим, например, в случае с гибридом – после езды в режиме электротяги, а при обычном двигателей – после стоянки.