В этот день, 3 августа 1985 года, в Киеве, на площади возле центрального стадиона открылась Первая республиканская выставка самодельных и старинных автомобилей, вызвавшая большой интерес у публики. Основными ее организаторами выступили Украинский республиканский совет добровольного общества автомотолюбителей и редакция научно-популярного журнала «Знання та праця». Про ретроавтомобили мы уже упоминали, а сегодня остановимся на машинах, созданных руками энтузиастов-любителей. Фото Леонида Гоголева.
Многие, представленные на выставке образцы отличались оригинальным, неплохо проработанным дизайном. Плюс к этому расширился типаж автомобилей. Кроме микролитражек с мотоциклетными двигателями появились машины с агрегатами «Запорожцев» и «Жигулей». Это резко сказалось и на динамике автомобилей и, конечно, на их размерах и комфорте. Появился интерес и к входящим тогда в моду минивенам.
Оригинальный автомобиль спортивного стиля, под названием «Виктория» привез из Донецка Виктор Филоненко. Двухдверный кузов с дверями гильотинного типа был рассчитан на пятерых. Механическая часть взята от ВАЗ-2101.
Сверхнизкое купе «Колибри», высотой около метра, представил киевский врач Р. Колесник. Двухместный кузов из стеклопластика, двигатель от «Запорожца», а ряд узлов – от инвалидной мотоколяски С-3Д.
Отлично смотрелось и спорт-купе из Закарпатья – «Золотой лист», которое его создатель Алексей Мельник выкрасил в золотой цвет. Каркас из дюралюминиевых профилей был обшит сэндвич-панелями: между двумя слоями стеклопластика находился пенопласт. Салон имел нестандартную посадочную формулу 2+1. Двигатель в 40 л. с., позаимствованный от «Запорожца», расположился сзади.
Оригинальными решениями отличался и еще один аэродинамичный автомобиль – «Мираж» из Крыма. У этой машины для удобства посадки-высадки на тесных стоянках двери открывались вверх: левая вручную, а правая при помощи электропривода. А еще у машины имелся оригинальный бампер. Сила его удара о препятствие гасилась за счет выхода воздуха из специального цилиндра, через калиброванные отверстия.
Интересный компактвен под названием «Мечта» представил доцент одного из столичных институтов – В. Головань. Двигатель «Запорожца» был размещен в средней части кузова. Машина отличалась пониженным уровнем внутреннего шума.
Гость из Еревана с. Хечумян представил «жилой автомобиль» – комфортабельный фургон для дальних путешествий. Трехместный диван у задней стенки салона можно было разложить – и получались спальные места для двух человек. У левой стенки кузова находились газовая плитка и миниатюрная мойка с запасом воды. А справа по борту разместился узкий и глубокий ящик для необходимых в дороге вещей.
Наружная обшивка кузова была выполнена из алюминиевых листов, а внутренняя – из фанерных. А между ними находился слой пенопласта – для теплоизоляции. Что же касается механической части машины, то она была «жигулевская».
Сенсацию на выставке произвел двухместный автомобиль городского типа – «Мото-50», пожалуй, самый маленький из известных в Украине самодельных машин закрытого типа. Красная крохотулька с двигателем 50 см куб. лихо колесила по площади перед стадионом, демонстрируя неплохую динамику и удивительную верткость.
Еще один интересный городской автомобиль – под названием «Пингвин» представил киевлянин В. Михаровский. Благодаря плотной компоновке небольшая машина вмещала четверых. Уменьшению длины способствовал и установленный сзади, плоский двухцилиндровый двигатель. Это был… лодочный мотор «Вихрь-25», предназначенный для охлаждения забортной водой. Так что в данном случае пришлось рядом с ним установить небольшой самодельный радиатор.
Среди «городских» машин на выставке фигурировал и электромобиль. Правда, это был серийный французский образец – марки Tsitadin, выпуска 1974 года. Устроители выставки решили: пусть познакомятся с ним самодеятельные конструкторы и попробуют сотворить нечто подобное.
Были представлены на выставке и репликары, созданные украинскими автолюбителями. Внешне они были подобны известным зарубежным автомобилям прошлых лет –английскому спорт-кару Lotus и итальянскому Amilcar. Первый из них построил Николай Чернец из Харькова. А второй, что интересно, был изготовлен юными участниками выставки: школьниками из харьковского клуба «Вечный поиск».
Этот же клуб продемонстрировал также микроавтомобиль «Пчелка» – трехколесную малютку с двигателем от мотороллера «Тула», и интересный трицикл «Пони».
На второй день выставки состоялись соревнования по фигурному вождению А затем все ее участники отправились в автопробег по маршруту Киев – Черкассы – Кропивницкий – Кривой Рог – Новая Каховка – Симферополь – Ялта.