Многие из нас выбирают автомобиль, сознательно ориентируясь на его уровень пассивной и активной безопасности. Но это требует дополнительных знаний. О чем умалчивают рекламные буклеты и отчеты о краштестах?
Прежде всего, нужно понять, что именно подразумевается под безопасным автомобилем. Привычная и общепринятая оценка – по уровню активной и пассивной безопасности, т.е. соответственно по качествам, которые препятствуют возникновению ДТП и снижают тяжесть последствий аварии. Но, строго говоря, безопасность – это не только то, что связано с ДТП, ведь угроза может быть и непрямой, автомобиль способен причинить человеку вред и в более привычных ситуациях. Например, в тесной машине больше вероятность удариться о детали интерьера при резком торможении. Многие мелочи напрямую влияют на безопасность поездок в авто: скажем, хорошая обзорность с водительского места, возможность контролировать габариты машины помогут уберечься от досадных повреждений при парковке, а высокопрофильные шины не разрушатся и не спровоцируют потерю управляемости в случае попадания в глубокие ямы в асфальте. Если упорядочить свои приоритеты безопасности, определиться с выбором автомобиля будет легче.
Василий Дужак
Директор департамента продаж страховой компании PZU
1. ТИП АВТО
КУЗОВ
Если говорить о пассивной безопасности, то большой автомобиль безопаснее маленького: после столкновения в нем больше шансов уцелеть, не достав головой до лобового стекла или металлической части кузова. Да и зоны поглощения энергии удара у таких машин больше. Но компактное авто удобнее в городских условиях, на нем меньше вероятность зацепиться за что-то в узком проезде. Если вы преимущественно ездите в крупном городе, лучше покупать машину с высокой посадкой водителя и кузовом типа хэтчбек – так легче контролировать ее габариты. Изучая отчеты EuroNCAP или другого подобного института, учитывайте, кого и на каком сиденье вы будете возить, ведь защита разных пассажиров оценивается в краш-тестах по отдельности. Из-за особенностей дверных проемов и других нюансов в машине может быть неудобно пользоваться предлагаемыми опциями – к примеру, защелками детских сидений ISOfix. И не исключено, что из-за этого вы часто будете игнорировать пристегивание.
ХОДОВАЯ
Тут для городского автомобиля может быть важен разве что клиренс – с большим легче парковаться на бордюрах. Для частых поездок в глубинку или по загородным шоссе регионального значения стоит подбирать машину с энергоемкой ходовой и шинами небольшого посадочного диаметра – у такой подвески меньше вероятность аварийного разрушения покрышки на ходу. Возможно, стоит подумать о небольшом кроссовере, не обязательно с полным приводом.
2. ОСНАЩЕНИЕ
ЭЛЕКТРОНИКА
Конечно, электронные системы активной безопасности – антиблокировочная, стабилизации курсовой устойчивости, противобуксовочная и прочие – важны и настоятельно рекомендуемы. Только имейте в виду, что у некоторых самых современных автомобилей есть системы, ориентированные на повышение удовольствия от управления при езде в спортивном стиле. И если вы не собираетесь гонять по горным серпантинам в запредельных режимах, переплачивать за подобные вещи (например, за интеллектуальный полный привод) не стоит.
НЕМЕЛКИЕ МЕЛОЧИ
Подушки безопасности в большом количестве – это очень хорошо, но обратите внимание и на другие опции. Так, при наличии в семье собаки (а то и крупного кота) имейте в виду, что некоторые универсалы и хэтчбеки за доплату могут быть укомплектованы жесткой предохранительной сеткой для отделения салона от багажника. Будьте готовы к тому, что во многих автомобилях с большими дверями (купе, трехдверных хэтчбеках, кабриолетах) бывает сложно пользоваться ремнями безопасности, и если вы человек импульсивный и раздражительный, не будете ли вы из-за этого отказываться от пристегивания? Для большинства людей полезными мелочами покажутся скобы и сетки для крепления груза в багажнике, ведь летающая по ровному полу поклажа может попасть в салон при ДТП.
3. КОНСТРУКТИВ
УДАРОПРОЧНОСТЬ
Самые дотошные автовладельцы при выборе машины наверняка поинтересуются ее ремонтопригодностью в случае повреждения в той или иной дорожной ситуации. Например, у многих недорогих авто бамперы выполнены из хрупкого пластика, который при малейшем ударе рассыпается, как скорлупа. В то же время у более дорогих автомобилей пластик обвеса может сминаться без остаточной деформации, принимая прежнюю форму самостоятельно. Если вас ждет неаккуратная езда в тесных городских условиях, частые поездки по неухоженным сельским дорогам или постоянные выезды на природу, имеет смысл подобрать модель (или вариант комплектации) с защитой периметра и нижней части кузова неокрашенным пластиком.
РЕМОНТОПРИГОДНОСТЬ
От ДТП не застрахован никто, но только самые дальновидные автомобилисты еще на этапе выбора машины поинтересуются подробностями замены наиболее уязвимых в городской суете компонентов (например, прочностью и стоимостью расположенных за передним бампером кузовных деталей или конструкцией световых приборов). Нюанс в том, что в некоторых случаях заменить одну только разбитую фару не получится, поскольку она выполнена как единое целое с противотуманками, указателями поворота и пр., что увеличивает стоимость восстановления даже после легкой аварии. Но выяснять такие детали перед покупкой придется не в автосалоне, а у мастеров СТО, специализирующейся на данной марке.