Как ощутить действие ремней безопасности, не побывав в аварии? Можно ли прокатиться на спортивном болиде, если нет прав на управление даже обычной легковушкой? Что испытывает водитель или пассажир, когда переворачивается в машине? Все это можно испытать с помощью современных тренажеров и симуляторов, которые демонстрируют на крупных международных автофорумах.
Как ощутить действие ремней безопасности, не побывав в аварии? Можно ли прокатиться на спортивном болиде, если нет прав на управление даже обычной легковушкой? Что испытывает водитель или пассажир, когда переворачивается в машине? Все это можно испытать с помощью современных тренажеров и симуляторов, которые демонстрируют на крупных международных автофорумах.
Как ощутить действие ремней безопасности, не побывав в аварии? Можно ли прокатиться на спортивном болиде, если нет прав на управление даже обычной легковушкой? Что испытывает водитель или пассажир, когда переворачивается в машине? Все это можно испытать с помощью современных тренажеров и симуляторов, которые демонстрируют на крупных международных автофорумах. |
Тренировочные и обучающие стенды можно условно разделить на две группы. Первая включает в себя тренажеры и симуляторы, установленные на стендах крупных автопроизводителей. Понятно, что основной задачей, которую они призваны выполнять, является привлечение большего количества посетителей к «своему» стенду. Вторая группа – экспозиции общественных организаций, выполняющие просветительскую миссию. Например, Французский клуб автолюбителей своей главной задачей считает защиту интересов водителей и разъяснение им различных особенностей, связанных с юридическими вопросами или вопросами страхования. Забавно было услышать от представителей этого клуба о том, что во Франции, как и у нас, существует проблема ненужных или нелогичных дорожных знаков вроде ограничения скорости в местах, где это не вызвано никакой необходимостью, или запутанных дорожных указателей. Борьба с подобными «нелепицами» также входит в задачи клуба.
Если хочешь быть здоров
Больше всего на Парижском автосалоне нас поразила экспозиция фрацузской полиции, где было представлено очень много различных стендов и тренажеров. Некоторые из них частенько появляются на подобных выставках – например, стенд полной проверки зрения при помощи различных тестовых приборов, тренажеры для обучения подростков правилам дорожного движения или выработки навыков экономичной езды. А вот о программе популяризации ремней безопасности, наверное, стоит рассказать подробнее. Французская полиция, понимая, что обычные скучные лекции и нотации не возымеют на водителей (и, в первую очередь, на молодежь) желаемого действия, из года в год придумывает все новые и новые привлекательные симуляторы, наглядно демонстрирующие пользу и эффективность ремней безопасности. Так, пару лет назад полицейские предлагали посетителям автосалона такую штуку: в закрепленный на рельсах автомобиль садились четверо пассажиров и пристегивались ремнями. Затем при помощи гидропривода автомобиль поднимался вверх так, чтобы рельсы составляли с землей угол примерно в 45 градусов. После этого фиксаторы, удерживавшие машину, отключались, и автомобиль, прокатившись по рельсам около трех метров, останавливался, ударяясь о специальный амортизатор. Таким образом пассажиры «на собственной шкуре» убеждались в пользе ремней безопасности даже при движении с маленькой скоростью – а что уж говорить о большой?
В этом же году французские «ажаны» придумали аттракцион еще покруче. Поначалу все происходит по прежнему сценарию: четверо желающих садятся в закрепленную на стенде машину и пристегиваются ремнями. А затем… автомобиль начинает вращаться вдоль продольной оси! Таким образом пассажиры получают полное представление о том, что бывает, когда машина переворачивается, а также могут вообразить, что было бы если б они не были пристегнуты…
Реклама – двигатель прогресса
На экспозиции концерна Volkswagen рекламировалась новая разработка вольфсбургцев – коробка передач с двухдисковым сцеплением DSG. Кроме автомобилей, оснащенных ею, на стенде компании присутствовали два тренажера. На обоих посетитель мог опробовать «в действии» новую коробку – для этого нужно было сесть в водительское кресло перед большим экраном и, «вооружившись» рулем, педалями и ручкой КПП, отправиться в виртуальный тест-драйв. Прикол в том, что один из тренажеров вращался в горизонтальной плоскости (в зависимости от поворота руля вправо-влево), а другой – в вертикальной (здесь все зависело от интенсивности разгона-торможения).
Скажете – реклама чистой воды? Не совсем так. Конечно, настоящего аса такой симулятор только развеселит. А вот неопытному водителю или подростку подобный тренинг пойдет только на пользу. Но, конечно, и о рекламном эффекте забывать нельзя – вполне вероятно, что при покупке машины упомянутый подросток выберет Volkswagen лишь из-за того, что он на нем уже «ездил».
Главное – не победа
Отдельная тема для разговора спортивные тренажеры. Едва ли не каждая компания, так или иначе представленная в автоспорте, стремится подчеркнуть этот вид своей деятельности. Как? При помощи симуляторов, конечно же!
Тут, кстати, тоже есть варианты. Например, компания Renault установила на своем стенде «обрезанный» наполовину гоночный болид с большим экраном перед ним. Посетитель залезал внутрь совершенно натурального кокпита и, при наличии фантазии, воображал себя Фернандо Алонсо или Жаком Вильневым. С одной стороны – весело, конечно. С другой – никакого отношения к действительности такой тренажер не имеет, и навыки, приобретенные на нем, по большому счету, бесполезны.
Другое дело – «раллийные» симуляторы. Ралликары и в жизни-то представляют собой «обычные» машины, только существенно переделанные. Так же и тренажеры, имитирующие раллийную езду, имеют к реальности гораздо большее отношение. Некоторые компании не делают на этом акцент, ограничиваясь сиденьем, рулевым колесом и экраном; некоторые превращают симулятор в собственную «фишку». Так, Mitsubishi регулярно размещает на своем стенде тренажер, представляющий собой макет Lancer Evolution в натуральную величину.
Удовольствие, надо сказать, еще то. Сквозь каркас безопасности (повторимся – тренажер представляет собой точную копию боевой машины, а, следовательно, и каркас в нем присутствует) залезаешь внутрь болида. Вроде все, как должно быть, – педали металлические, руль спортивный, коробка секвентальная (передачи переключаются только «вверх» или «вниз»). Но как же непросто этой штукой управлять! За те несколько минут, которые уходят на привыкание к легкому рулю и тяжелым педалям, тебя, естественно, обгоняют все виртуальные соперники, а твой Evolution пару-тройку раз оказывается на обочине. Зато как только начинаешь относительно сносно рулить, газовать и тормозить, симпатичная девушка-стендистка с улыбкой отключает тренажер: «Большое спасибо, мсье. Следующий, пожалуйста…»
Конечно, кому-то все вышеописанное может показаться просто игрушками. Пусть так – о культуре и безопасности вождения необходимо думать с детства. И, как нам кажется, известная фраза героя Николая Рыбникова из фильма «Высота» «Симуляция – залог здоровья» в данном контексте вовсе не лишена смысла…