Aveo поселился в Европе
Начало производства Chevrolet Aveo на польском заводе FSO
Украинцы открыли американцам Европу. Благодаря отечественной корпорации «УкрАвто» крупнейший мировой автопроизводитель General Motors получил производственные мощности для одной из моделей Chevrolet в Старом Свете. |
Событие, произошедшее 6 ноября в Варшаве, можно назвать одним из самых важных для мирового автопрома в текущем году. Ведь оно стало знаковым для нескольких мировых производителей. Американский концерн General Motors сделал серьезный шаг для укрепления своей марки Chevrolet в Европе, где он ранее производил только Opel (в Англии – Vauxhall) и Saab. Но автомобили корейского подразделения GM-Daewoo под маркой Chevrolet становятся все более популярными. По результатам 2007 года спрос на них в Старом Свете вырос на 32% по сравнению с предыдущим. «Aveo уже является бестселлером в Европе – в этом году зарегистрировано более 79 тыс. авто, – сказал Вайне Бреннон, исполнительный директор Chevrolet Europe. – Следуя своему принципу делать машины там, где они продаются, мы решили начать производство Aveo в Евросоюзе». Впрочем, строить новый завод американцы не решились. Зато кстати пришлось предложение украинского партнера – корпорации «УкрАвто» – наладить производство современной модели на польском заводе FSO. До этого момента там производились «Ланосы» для украинского и российского рынка, и мощности FSO в 220 тысяч машин в год были незагружены. Реализация этих планов началась около года назад. Были модернизированы цеха сварки и сборки, польские специалисты прошли курс обучения в Корее. До конца октября создана опытная партия Aveo. А 6 ноября 2007 года с конвейера FSO сошел первый «польский» Chevrolet Aveo.
На сварке кузовов задействовано 30 роботов, хотя большинство сварочных операций выполняется вручную. | На кузов крепят крышку багажника, капот, двери и «подгоняют» зазоры. |
Сборка Aveo проходит на параллельном конвейере с Lanos. | Cпециалисты FSO уже готовят производство трех- и пятидверного хэтчбека Aveo на образцах каркасов кузовов. |
Aveo «варят» роботы
Согласно предварительным договоренностям, 60% доли СП будет принадлежать корпорации «УкрАвто» как нынешнему владельцу FSO, а 40% – корейскому подразделению General Motor – GM-DAT. Последний внесет свою долю денежными средствами, лицензией на производство, комплектующими и технологиями.
| |
Для производства Aveo в Варшаве модернизировали цеха сварки и сборки автомобилей. В настоящий момент сборка происходит мелкоузловым методом (сварка, покраска, сборка) из кузовных деталей, привезенных из Кореи. Но уже сейчас на FSO отправлены пресс-формы основных кузовных панелей Aveo, и с апреля 2008 года модель будет собираться по полному циклу, включая изготовление некоторых частей кузова. Уровень автоматизации сварки кузовов Aveo на заводе FSO выше, чем Daewoo Lanos, – если для сварки последнего задействованы 10 роботов, то для Chevrolet – 30. Но большинство операций выполняют люди, ведь количество операций по сварке Aveo больше. Со временем польское предприятие локализует производство комплектующих. Их начнут выпускать подразделения и смежники FSO, которые сегодня делают детали для «Ланосов». Седаны Aveo, которые собираются в Варшаве, более востребованы в Украине и других странах Восточной Европы. Поэтому до апреля 2008 года все польские Aveo будут поставляться в нашу страну. Со второго квартала будущего года здесь планируют выпускать трех- и пятидверные хэтчбеки, которые найдут своих покупателей в странах Евросоюза. Через два года Aveo заменит абсолютно новая модель с заводским индексом Т-300. Уже на начальном этапе запуска производства работу получат более 1000 человек.
100 тысяч для Европы
В 2008 году на FSO планируют произвести по 70 тысяч Chevrolet Aveo и Daewoo Lanos, и еще 70 тысяч машинокомплектов для их производства в Украине и России. А в 2009-м на заводе намерены собирать не менее 100 тысяч Aveo ежегодно только для Европы. Спустя несколько лет завод выйдет на проектную мощность – 220 тысяч машин в год.
Автограф на первом польском Chevrolet Aveo поставили вице-президент General Motors Ник Райли (слева) вместе с почетным президентом «УкрАвто» Тариэлом Васадзе
Блиц-интервью
Тариэл Васадзе: «Мы будем выпускать миллион автомобилей в год».
?«Автоцентр»: Тариэл Шакрович, производство Aveo в Польше рассчитано на европейский или украинский рынок?
Тариэл Васадзе: До апреля 2008 года все машины будут поставляться в Украину. После этого наши партнеры из General Motors рассчитывают продавать в Европе около 100 тысяч Aveo в год. Все, что будем производить свыше этой цифры, можем поставлять в Украину и Россию.
| |
?«АЦ»: Повлияет ли налаживание производства Aveo в Польше на стоимость автомобилей в Украине? Будут ли теперь поставлять к нам машинокомплекты Aveo из Китая?
Т. В.: Уровень и разницу в ценах на различные модификации автомобилей Chevrolet в Украине устанавливает концерн GM. Позиции марки в нашей стране сильны, поэтому не думаю, что произойдет их снижение. Бесспорно, все большую долю в себестоимости автомобилей сегодня занимает логистика. Например, стоимость перевозки подобного автомобиля из Китая в Украину составляет 10–12% его цены. Поэтому возможен пересмотр поставок.
?«АЦ»: На польском заводе продолжат выпускать «Ланос» для Украины?
Т. В.: Наиболее выгодно выпускать на заводе одну модель, но в больших количествах. Поэтому мы планируем в Польше выпускать только Aveo, причем в различных модификациях. Предположительно через год производство Lanos полностью перенесем из Варшавы в Запорожье и на наш российский завод в Нижнем Новгороде. Все штампы кузовных панелей «Ланоса» передадим из FSO на «ЗАЗ». Кроме того, мы уже заказали итальянским дизайнерам проект модернизации «Ланоса» и через год начнем его выпуск.
?«АЦ»: А какова судьба запорожских моделей ЗАЗ?
Т. В.: Автомобиль «Таврия» снят с производства, на очереди «Таврия-Пикап» и «Славута». Они уступят место более современным моделям, в том числе «Ланос-Пикап» и модернизированному «Ланосу». Но марки ЗАЗ и FSO останутся: согласно нашим договоренностям с General Motors, модернизированные модели Lanos и Aveo мы можем выпускать для своего рынка под нашими брендами.
?«АЦ»: Создание СП с GM предполагает производство двигателей? Какими моторами будут оснащаться эти машины?
Т. В.: На этом этапе – не предполагает. У наших американских партнеров есть мощности по выпуску современных силовых агрегатов, которые подойдут для Aveo. На украинский рынок эта модель будет поставляться с моторами 1,5 л, а также, возможно, 1,4 и 1,6 л. Мы по-прежнему ищем возможность создания современных двигателей для «Ланосов» и Chevrolet в Украине, ведем переговоры по закупке оборудования. Для Европы на Aveo устанавливают двигатели 1,2 и 1,4 л, которые соответствуют новым европейским нормам токсичности Евро 5.
?«АЦ»: Каковы ближайшие планы корпорации?
Т. В.: К 2012 году планируем довести общие объемы производства машин на наших заводах в Польше, Украине и России до миллиона авто в год (сегодня – около 330 тысяч на двух заводах). И это не мечта – предлагаю через четыре года проверить мое заявление.