Причина первая: аквапланирование
Аквапланирование это явление, когда шина не успевает выдавить из пятна контакта с дорогой слой воды, поэтому образуется своеобразный водяной клин, при котором шина теряет сцепные свойства с дорогой и автомобиль превращается в неуправляемый «снаряд», движущийся в направлении действия сил инерции. Какие-либо действия – повороты руля, торможения, в такой ситуации остаются не реализованными, поэтому нужно всегда принимать меры, чтобы исключить появление аквапланирования.
На вероятность возникновения аквапланирования влияет много факторов – скорость движения, глубина лужи (слоя воды на дороге), глубина рисунка протектора, ширина протектора, особенности рисунка протектора, степень загрузки автомобиля, давление в шинах. Поэтому сидящий за рулем всегда должен:
– выбирать безопасную скорость движения в дождь, снижать ее перед въездом в лужи;
– контролировать степень износа протектора (чем меньше его глубина, тем выше вероятность аквапланирования);
– проверять давление в шинах (при малом давлении увеличивается площадь пятна контакта, т.е. ухудшается отвод воды).
Причина вторая: скользкая дорога
Не секрет, что вода заметно ухудшает сцепные свойства с дорогой так как выступает своего рода прослойкой между протектором шины и асфальто-бетонным покрытием. Но это прослойка толщиной не несколько миллиметров или сантиметров, как в случае с аквапланированием, а десятые доли миллиметров. Тем не менее такой толщины достаточно, чтобы дорога стала скользкой и опасной особенно при экстренных торможениях. В последних случаях эффективность торможения очень зависит от степени износа и старения резины протектора. При износе протектора по глубине менее 3-4 мм, как правило, исчезают ламели (специальные прорези в блоках протектора), которые должны «срезать» микрослой воды, увеличивающий тормозной путь. Кроме того, затвердевшая от старости резиновая смесь не способна эффективно вдавливаться в микронеровности дорожного покрытия, что также снижает сцепные свойства. В результате тормозной путь на мокром асфальте увеличивается на 10-30%, что в метрах при торможении с 80 км/ч может составлять от 2 до 10 метров. А в этом «зазоре» могут оказаться и пешеходы и другие автомобили. В случае резких маневрах на старых шинах повышается склонность к сносам и заносам.
Причина третья: запотевшие стекла
В дождливую погоду из-за повышенной влажности очень быстро запотевают стекла в салоне автомобиля. Плохая обзорность также является причиной возникновения ДТП. Чтобы исключить запотевание стекол необходимо включить кондиционер или если его в вашей машине нет, «прикрутите» печку и приоткройте боковое окно (форточку), чтобы обеспечить циркуляцию воздуха. При этом система рециркуляции воздуха в салоне должны быть выключена. Также для исключения запотевания стекол их можно обработать специальным составом серии «антизапотеватель».
Причина четвертая: качество работы стеклоочистителей
Видимость в дождь напрямую зависит от качества работы дворников. Если они полностью не убирают слой воды, на стекле остаются разводы, искажающие видимость объектов перед автомобилем. Из-за этого можно не увидеть своевременно препятствие и совершить ДТП. Так что щетки стеклоочистителей следует менять вовремя.
Причина пятая: отсутствие света фар
В сильный дождь причиной аварии часто является плохая видимость автомобиля. Чтобы решить эту проблему в дождь нужно обязательно включать ближний свет фар или фары дневного света вместе с габаритными огнями.
Причина шестая: сонливость
Не секрет, что в дождь многим хочется спать, а в состоянии сонливости у человека снижаются реакции. Этим не должны страдать те, кто сидит за рулем. Поэтому нужно принять ряд мер, которые сделают водителя бодрым.