15 ноября 2009 года во всем мире пройдут ежегодные мероприятия, посвященные Всемирному дню памяти жертв ДТП.
Идея ежегодно поминать жертв аварий родилась еще в 1993 году у сотрудников Британского благотворительного фонда помощи жертвам ДТП. 26 октября 2005 года своей резолюцией Генеральная Ассамблея ООН призвала все государства в третье воскресенье ноября каждого года отмечать Всемирный день памяти жертв ДТП. Цель Всемирного дня памяти жертв ДТП заключается в том, чтобы отметить память жертв ДТП и выразить соболезнования членам им семей, а также в очередной раз напомнить государству и человечеству о необходимости обеспечения безопасности дорожного движения.
По данным статистики, ежегодно в мире жертвами ДТП становится более миллиона людей, а от 20 до 50 миллионов людей получают телесные повреждения разной степени тяжести. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), до 2020 года травматизм вследствие ДТП может стать третьей главной причиной гибели или увечья. Но стоит помнить, что в ДТП погибают и калечатся не только проблемные участники движения (нарушители скоростных режимов, водители, которые находятся в состоянии алкогольного опьянения, лица с низкими профессиональными качествами водителя), а и случайные пешеходы, пассажиры, дорожники, инспекторы дорожного движения. Вместе с тем редко кто задумывается над тем, что каждый является потенциальной жертвой ДТП.
Также статистика гласит: большинство автокатастроф совершаются по вине водителей, которые грубо нарушают ПДД. Среди основных причин ДТП – превышение скорости, употребление алкоголя перед поездкой, выезд на полосу встречного движения, пренебрежение правилами безопасности и т.д.
Кроме того, по данным ООН, дорожные аварии являются во всем мире второй по величине причиной смерти среди молодых людей в возрасте 25-29 лет и третьей причиной смерти людей в возрасте 30-45 лет. В автомобильных авариях ежегодно погибает приблизительно 1,2 миллиона человек, еще около 50 миллионов людей получают травмы или становятся инвалидами на всю жизнь. Если не предпринимать безотлагательных мер по повышению безопасности дорожного движения, то к 2020 году в странах с низким и средним уровнем доходов населения количество людей, которые погибают в результате ДТП, вырастет на 80%.
Что же касается Украины, то в последнее время проблема смертности и травматизма в результате ДТП приобрела особенную актуальность. Об этом свидетельствует неутешительная статистика ГАИ МВД Украины, согласно которой за последние 5 лет в результате ДТП в Украине погибло свыше 39 тысяч человек и почти 313 тысяч было травмировано. Национальной особенностью украинского нарушителя ПДД является его избыточная самоуверенность – он «видит на десять ходов вперед», он ловок, вынослив, имеет замечательную реакцию, а главное – высококлассный водитель. Увы, упрямая статистика ДТП опровергает это мнение напрочь.
В поддержку инициативы ООН с 9 по 15 ноября 2009 года Всеукраинская общественная организация «Ассоциация безопасности дорожного движения» проводит Всеукраинскую неделю безопасности дорожного движения и Всемирный день памяти жертв ДТП. Ее целью является попытка донести масштабы проблемы безопасности дорожного движения до каждого украинца, а также стимулировать действия, направленные на устранение основных факторов риска дорожного травматизма. Также оставляет желать лучшего современное состояние дорог, уровень учебы вождению и культура поведения, на дорогах.
Во время проведения в Украине соответствующих акций и профилактических мероприятий работники ГАИ будут придерживаться рекомендаций, отмеченных в резолюциях ООН. Особенное внимание будет уделено следующим факторам риска:
• игнорирование ремней безопасности и детских сидений;
• пребывание за рулем в нетрезвом состоянии;
• езда на мотоциклах, мотороллерах и скутерах без мотошлемов;
• движение с превышением разрешенного скоростного режима;
• отсутствие нормального состояние дорожного покрытия.
Естественно, что все эти факторы негативно влияют на безопасность движения и на тяжесть ДТП в Украине. Следует обратить внимание на то, что качество и оборудование дорог упомянуты в этом списке последними. Это говорит о том, что состояние аварийности во всем мире в первую очередь зависит от человеческого фактора, а дорожные условия являются лишь сопутствующими причинами ДТП. Это означает, что люди все еще не совсем четко представляют себе все опасности современного дорожного движения. И редко кто задумывается над тем, что каждый является потенциальной жертвой ДТП.
К сожалению, сегодня на дорогах наблюдаются недопустимые в цивилизованном обществе явления: агрессивность, нетерпимость, бескультурье и опасное соперничество. Особенно негативно воспринимается поведение лиц, которые считают себя элитой общества. В большинстве стран Европы действует неписаное правило: если водитель или пешеход попал в трудное положение, каждый должен сделать все возможное, даже в ущерб себе, чтобы помочь участнику дорожного движения, минимизировать его риски.
Уже год Украина живет с новыми штрафами за нарушение ПДД. И, как свидетельствует статистика, имееются позитивные последствия жесткости по отношению к нарушителям. Общее количество ДТП уменьшилось на 47%, погибло с начала 2009 года на 3460 человек меньше, чем за аналогичный период 2008 года, и на 25125 человек меньше травмировалось в дорожных авариях. Усиление административного влияния на нарушителей, значительное увеличение штрафов сохранила жизнь и здоровье граждан государства. Увы, «силовое воздействие» более результативное средство, нежели здравый смысл.