Рост цен и дефицит: чего ждать после ввода нефтяного эмбарго?
5 декабря 2022 года начало действовать эмбарго Евросоюза и граничный потолок цен (60 долларов) на российскую нефть. Каким образом эти меры отразятся на украинских автомобилистах, мы и попытаемся разобраться. По мнению специалистов отрасли, впереди у нас 2-3 месяца турбулентности, которые понадобятся европейскому рынку для адаптации к нефтяным, а затем и нефтепродуктовым санкциям. Эмбарго на импорт нефтепродуктов из России вступит в силу 5 февраля.
Главная задача в этой ситуации для украинских трейдеров — наличие топлива. А она усложняется проблемами с основными путями поставки. Так в Болгарии полностью остановлен экспорт из-за неопределенности с дальнейшей судьбой лукойловского нефтеперерабатывающего завода в Бургасе.
В Румынии из-за погодных условий задерживаются танкеры с уже законтрактованным грузами. Плюс к этому проводится ремонт резервуаров в порту Констанца и из-за подозрения в прохождении российского топлива заблокирован причал. Также появились слухи, что из-за санкций остановлен НПЗ «Петротел». В Италии национализируют крупнейший лукойловский НПЗ ISAB на Сицилии. Польша не может поставлять нам нужные объемы топлива из-за загруженности железной дороги, в частности, вагонами с углем.
Что касается Турции, то украинские компании сами отказались от «дизеля» НПЗ STAR. Официальная причина — недостаточная морозоустойчивость и отсутствие свободных партий в порту Opet. Неофициальная — туркам намекнули, что нехорошо продавать российское топливо по поддельным документам.
Ну и конечно же, дополнительной нагрузкой на АЗС с недавнего времени стали генераторы. Именно они спровоцировали рост спроса в последнюю неделю. В результате на некоторых заправках цены выросли на 0,5 – 1.0 грн. В скольких домохозяйствах они есть, никто точно сказать не может. Соответственно, сложно сказать сколько бензина для них понадобится.
Все это в совокупности может спровоцировать дефицит топлива и как следствие рост цен, но в любом случае весенняя ситуация повторится не должна. Европе за несколько месяцев практически удалось отказаться от российского газа, хотя изначально говорили о годах. Из-за специфики поставок сделать это было довольно сложно. С дизелем все на много проще. Танкеры десятилетиями курсируют отлаженными маршрутами. Кроме того, как стало известно, индийские и китайские перевозчики спешат занять освободившуюся нишу. Как только ситуация наладится, рынок насытится и цены упадут. Тем более, что в отличие от природного газа о подорожании в разы речь не идет.