Недавно на заседании известного «Исторического Автоклуба» в Киеве были обнародованы новые, сенсационные факты из истории самоходного транспорта в Украине. Оказывается, в начале XX века кроме Одессы и Киева у нас существовал еще один центр моторизации. Речь идет о городе Гальбштадт (ныне Молочанск, Запорожской обл.). Там в те годы существовала колония менонитов – переселенцев из Голландии, немцев по национальности, которые исповедовали пацифизм.
В городе их насчитывалось около трех тысяч человек, и они организовали там целый ряд промышленных предприятий, различных по профилю. Среди них был «Первый специальный завод нефтяных двигателей на юге», который производили дизели и локомобили, в общей сложности до 500 ед. в год.
Что касается автомобилей, то в городе имелись представительства четырех фирм-производителей – Opel (с 1910 года), а также Wanderer, Loreley и Hansa. А в 1914 году Opel открыл в городе автомобильное производство.
В разных источниках предприятие называется по-разному, но, скорее всего, оно занималось изготовлением автомобильных кузовов и установкой их на готовые шасси. Кстати, именно в этом же городе работало и достаточно мощная фабрика – «Гальбштадского товарищества экипажного производства», известная своей продукцией.
После начала Первой мировой войны, в 1914 году город Гальбштадт переименовали в Молочанск и управлять заводами начали государственные чиновники. Автомобили, а они были почти в каждой семье, конфисковали, а население начали притеснять.
В гражданскую войну город заняли большевики и начали грабить богатые предприятия и зажиточное население. Поэтому жители Молочанска встретили приход подразделений Нестора Махно как освободителей. И стали изготавливать для них в большом количестве свое ноу-хау – знаменитые пулеметные тачанки. Рассказывают, что городские умельцы изготовили для самого Махно и своеобразный штабной автобус: на шасси армейского пятитонного грузовика White поставили… пассажирский железнодорожный вагон, надо думать, укороченный.
Нужно добавить, что в другой бывшей колонии менотитов – в городе Токмак (ныне Запорожская обл.) впервые в Украине, в 1923 году организовали серийное производство колесного трактора. Интересно, что ему дали такое же название, как и первому украинскому легковому автомобилю – «Запорожец».