Как только ни называли эту машину, сколько анекдотов родилось с ее появлением! Но и по сей день первый «Запорожец» остается одним из культовых автомобилей не только у себя на родине, но и за ее пределами.
Как только ни называли эту машину, сколько анекдотов родилось с ее появлением! Но и по сей день первый «Запорожец» остается одним из культовых автомобилей не только у себя на родине, но и за ее пределами.
Как только ни называли эту машину, сколько анекдотов родилось с ее появлением! Но и по сей день первый «Запорожец» остается одним из культовых автомобилей не только у себя на родине, но и за ее пределами. |
Работы по проектированию машины на МЗМА начались осенью 1956 г., а первый опытный образец «Москвич-444» собрали через год, в октябре 1957-го. Учитывая дорожные условия нашей страны, конструкторы увеличили (по сравнению с «фиатовскими») размер дисков с 12 до 13 дюймов. Этот шаг повлек за собой существенные изменения в кинематике подвески, размерах колесных ниш и в целом ухудшил внешний вид автомобиля. Первоначально на «Москвиче-444» стоял не четырехцилиндровый двигатель водяного охлаждения, как на Fiat, а МД-65 Ирбитского мотоциклетного завода, имевший воздушное охлаждение. Испытания показали, что этот мотор непригоден для автомобиля ввиду его малой мощности (17,5 л. с.) и недолговечности. Поэтому сначала на МЗМА, а потом и в НАМИ начали проектировать новый двигатель. Из нескольких вариантов моторов был выбран компактный V-образный объемом 746 см куб.
В 1959 году техдокументацию передали из Москвы в Запорожье, а машина получила окончательный индекс «965» и имя собственное – «Запорожец». По установившейся традиции опытный образец автомобиля в июле 1960 года привезли для показа в Кремль. Хрущев машиной остался доволен, заявив: «Запорожец» будет хорошим подарком для трудящихся. Необходимо лишь, чтобы он был доступен по цене». Для ЗАЗ-965 она составила 1,8 тыс. послереформенных рублей.
В 1960 году на «ЗАЗе» полным ходом шла подготовка к производству новой машины. Первая партия была собрана 22 ноября, а до конца года с конвейера сошло около полутора тысяч «Запорожцев».
Наряду с базовой моделью 965 завод с 1962 года строил модификацию 965С, предназначенную для перевозки почты (с расположением руля справа, металлическими панелями вместо задних окон и ящиком для писем на месте заднего сиденья), а с 1963 года – модификации с ручным управлением для инвалидов.
После модернизации машины в ее индексе появилась буква А, производство же автомобиля началось в октябре 1962 года. Машина получила более тяговитый двигатель (ее мощность была увеличена с 23 до 27 л. с. при 4000 об/мин). Этого достигли благодаря увеличению с 746 до 887 см куб. рабочего объема. Скорость выросла с 75 до 90 км/ч, а расход топлива составлял 5,5 л/100 км.
ЗАЗ-965 и ЗАЗ-965А зарекомендовали себя как очень прочные и неприхотливые машины. Гладкое днище и хорошая загрузка ведущих колес (60% от полной массы) обеспечили модели неплохую проходимость. Однако малый объем багажника (100 л.), плохая динамика разгона, высокий уровень шума двигателя, двери с задними петлями, тесный салон вызывали определенные нарекания потребителей.
Производство ЗАЗ-965А было прекращено в мае 1969 года. Сменивший ее на конвейере «966-й» относился к более высокому классу авто как по массе, габаритам, техническим параметрам, так и по цене: страна лишилась самой дешевой модели особо малого класса.
ЗАЗ-965А (1963 – 1969) |
|