X

ЗАЗ 965: Зазик, жужик и другие…

Как только ни называли эту машину, сколько анекдотов родилось с ее появлением! Но и по сей день первый «Запорожец» остается одним из культовых автомобилей не только у себя на родине, но и за ее пределами.

Как только ни называли эту машину, сколько анекдотов родилось с ее появлением! Но и по сей день первый «Запорожец» остается одним из культовых автомобилей не только у себя на родине, но и за ее пределами.

Как только ни называли эту машину, сколько анекдотов родилось с ее появлением! Но и по сей день первый «Запорожец» остается одним из культовых автомобилей не только у себя на родине, но и за ее пределами.

В ноябре 1956 года Совет Министров СССР принял решение наладить производство микролитражных автомобилей на Запорожском комбайновом заводе «Коммунар». Проектирование машины возложили на Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА). Министр автомобильной промышленности Строкин, вскоре ставший заместителем председателя Госплана СССР, считал, что лучшим прототипом для нее станет Fiat 600, сконструированный Джакозой и только что поставленный на производство. Его точку зрения разделял и Андрей Липгарт, в то время заместитель директора НАМИ, который считал эту модель наиболее доработанной в конструктивном и технологическом отношениях.

Работы по проектированию машины на МЗМА начались осенью 1956 г., а первый опытный образец «Москвич-444» собрали через год, в октябре 1957-го. Учитывая дорожные условия нашей страны, конструкторы увеличили (по сравнению с «фиатовскими») размер дисков с 12 до 13 дюймов. Этот шаг повлек за собой существенные изменения в кинематике подвески, размерах колесных ниш и в целом ухудшил внешний вид автомобиля. Первоначально на «Москвиче-444» стоял не четырехцилиндровый двигатель водяного охлаждения, как на Fiat, а МД-65 Ирбитского мотоциклетного завода, имевший воздушное охлаждение. Испытания показали, что этот мотор непригоден для автомобиля ввиду его малой мощности (17,5 л. с.) и недолговечности. Поэтому сначала на МЗМА, а потом и в НАМИ начали проектировать новый двигатель. Из нескольких вариантов моторов был выбран компактный V-образный объемом 746 см куб.

В 1959 году техдокументацию передали из Москвы в Запорожье, а машина получила окончательный индекс «965» и имя собственное – «Запорожец». По установившейся традиции опытный образец автомобиля в июле 1960 года привезли для показа в Кремль. Хрущев машиной остался доволен, заявив: «Запорожец» будет хорошим подарком для трудящихся. Необходимо лишь, чтобы он был доступен по цене». Для ЗАЗ-965 она составила 1,8 тыс. послереформенных рублей.

В 1960 году на «ЗАЗе» полным ходом шла подготовка к производству новой машины. Первая партия была собрана 22 ноября, а до конца года с конвейера сошло около полутора тысяч «Запорожцев».

Наряду с базовой моделью 965 завод с 1962 года строил модификацию 965С, предназначенную для перевозки почты (с расположением руля справа, металлическими панелями вместо задних окон и ящиком для писем на месте заднего сиденья), а с 1963 года – модификации с ручным управлением для инвалидов.

После модернизации машины в ее индексе появилась буква А, производство же автомобиля началось в октябре 1962 года. Машина получила более тяговитый двигатель (ее мощность была увеличена с 23 до 27 л. с. при 4000 об/мин). Этого достигли благодаря увеличению с 746 до 887 см куб. рабочего объема. Скорость выросла с 75 до 90 км/ч, а расход топлива составлял 5,5 л/100 км.

ЗАЗ-965 и ЗАЗ-965А зарекомендовали себя как очень прочные и неприхотливые машины. Гладкое днище и хорошая загрузка ведущих колес (60% от полной массы) обеспечили модели неплохую проходимость. Однако малый объем багажника (100 л.), плохая динамика разгона, высокий уровень шума двигателя, двери с задними петлями, тесный салон вызывали определенные нарекания потребителей.

Производство ЗАЗ-965А было прекращено в мае 1969 года. Сменивший ее на конвейере «966-й» относился к более высокому классу авто как по массе, габаритам, техническим параметрам, так и по цене: страна лишилась самой дешевой модели особо малого класса.

 ЗАЗ-965А (1963 – 1969)
Общие данные
Тип кузоваседан
Дверей2
Мест4
Габариты Д/Ш/В, мм3330/1395/1450
База, мм2023
Колея передн./задн., мм1144/1160
Клиренс, мм175
Масса снаряж./полн., кг650/950
Объем бака, л30
Двигатель
Типбенз. карб.
Расп. и к-во цил./кл. на цил.V4/2
Объем, см куб.887
Мощн., кВт(л. с.) при об/мин20(27)4000
Макс. кр. мом., Нм при об/мин52/2400
Трансмиссия
Тип приводазадний
КПП4-ст. мех.
Ходовая часть
Тормоза передн./задн.барабан./барабан.
Подвеска передн./задн.незав./незав.
Усилитель руля
Шины5,20-13
Эксплуатационные показатели
Максимальная скорость, км/ч90
Ср. расх., л/100 км5,5

Сергей Иванов
Фото Владислава Бойко
В съемках принимали участие: автомобиль ЗАЗ-965А, Наталья Мотузка и Алексей Руденький, стилист Анастасия Яворская

Редакция благодарит Анатолия Виноградова за предоставленный автомобиль