X

ЗАЗ 1102 Таврия: Закат целой эпохи

В начале 2007 года с конвейера «ЗАЗа» сойдет последняя «Таврия». А ведь судьба этого автомобиля не так проста. В свое время он был одним из лучших в Европе…

В начале 2007 года с конвейера «ЗАЗа» сойдет последняя «Таврия». А ведь судьба этого автомобиля не так проста. В свое время он был одним из лучших в Европе…

 История создания «Таврии»

В начале 2007 года с конвейера «ЗАЗа» сойдет последняя «Таврия». А ведь судьба этого автомобиля не так проста. В свое время он был одним из лучших в Европе…

Интересно, что путь автомобиля до конвейера растянулся на целых 22 года, в то время как серийное производство составило 18 лет. Так, первые ходовые экземпляры отечественного переднеприводного автомобиля появились еще в 1965 году! В Запорожье построили прототип на базе ЗАЗ-966. Его уникальность заключалась в том, что предсерийный автомобиль оснастили сразу двумя моторами: сзади в нем установили в то время еще опытный 40-сильный «воздушник», а спереди мотор водяного охлаждения, прототип нынешнего «МеМЗ» (сейчас устанавливается на «Таврии» и «Славуты»). Кстати, данные агрегаты можно было подключать отдельно и ощутить разницу в поведении заднего и переднего привода, а также использовать одновременно. В результате получался полноприводный «Запорожец» мощностью около 90 л. с.! Естественно, данный «тяни-толкай» был построен не для забавы, а по причине отсутствия кузова для нового мотора, который находился в стадии разработки.

Тяжелые роды

Но вернемся к самой «Таврии». Первый прототип, построенный специалистами «Коммунара» под руководством главного конструктора Владимира Стешенко, был готов уже в 1970 году, и пусть в первоначальном виде автомобиль с именем «Перспектива» мало напоминал сегодняшнюю «Таврию», активно проводился поиск ее образа. Только в 1973-м конструкторы разработали сразу три прототипа: две «трехдверки» с кузовом хэтчбек и один 2-дверный седан. Год спустя заводчане выдали еще один седан с вполне современной на то время внешностью. Поиск облика продолжался, а прототипы активно испытывались по всей территории «великого и могучего». На севере машины испытывали морозами, а в пустыне Каракумы тестировали в условиях высоких температур.

Запустить авто в серийное производство можно было уже в 1978 году, но бюрократы тех времен не спешили. С появлением в 1976 году Ford Fiesta руководители из Москвы вспомнили часть любимой поговорки Никиты Сергеевича Хрущева – «догоним и перегоним» – и дали указание доработать новый ЗАЗ, чтобы превзойти фордовскую новинку, с чем конструкторы успешно справились. В 1980-м – очередная новинка – Austin Mini Metro и директива Министерства транспорта превзойти англичан. Потом были Peugeot 205, Fiat Uno, Renault 5 второго поколения… Запуск будущей «Таврии» в серию отложили до 1988 года, чтобы дать дорогу «вазовской» «восьмерке». А ведь еще в конце 70-х по уровню конструкции автомобиль был одним из лучших в Европе! Естественно, за 10 лет ожидания серии машина устарела, несмотря на постоянные доработки.

Реанимация

В 1991 г., спустя всего три года с начала производства, автомобиль подвергли небольшому рестайлингу, в ходе которого изменилась форма передних крыльев и элементов салона. Для снижения себестоимости машины были предприняты попытки перейти с дорогой передней чешской оптики на отечественную. Но сравняться в качестве с чехами так и не удалось, и вскоре наша оптика «почила в Бозе».

Кстати, прекращение производства угрожало «Таврии» еще в середине 90-х, поскольку у покупателей не было денег на новый автомобиль. Да и качество продукции «ЗАЗа» сильно хромало: это касалась как самого производства, так и комплектующих. Но несмотря на тяжелые времена, в 1995 году завод подготовил к выпуску новую модель на базе «Таврии» – пятидверный универсал ЗАЗ-1105 «Дана». Удлинение и утяжеление кузова без существенного увеличения его жесткости привело к тому, что даже на новых машинах при заезде колесом на бровку было сложно открыть двери.

Кстати, «Дана» и еще одна модель – «Таврия-пикап», как и ее предок ЗАЗ-965, существовали и в праворульном варианте, но если модификация первенца «ЗАЗа» была предназначена для почты СССР, то более современные модели отправляли на экспорт.

Переломным для «ЗАЗа» стал 1998 год. Именно тогда начало работу совместное украинско-корейское предприятие «АвтоЗАЗ-Daewoo». Корейцам удалось не только реанимировать «Таврию», но и дать ей вторую жизнь. Автомобиль получил и приставку к имени – «Нова». Специалисты Daewoo провели полную модернизацию машины, в ходе которой изменено и улучшено более 200 деталей, кроме того, с производства сняли злополучную «Дану». В 1999-м ее место заняла «Славута», разработанная еще в 1995 году, но также существенно усовершенствованная. Новый уровень качества, умеренные цены и реклама помогли вернуть интерес покупателей к машине и обеспечить стабильный спрос на модель.

Эвтаназия

Сигналом к близкому сворачиванию производства «Таврии» стала отмена налоговых льгот для отечественных производителей, что привело к подорожанию «Таврий» и «Славут» сразу на несколько тысяч гривен. А введение экологических стандартов Евро 2 и перевод на инжекторную систему поднял их цены еще на 2000 грн. Кроме того, назрела необходимость освободить производственные мощности «ЗАЗа» для Lanos, на которые сейчас огромный спрос как в Украине, так и в России, куда они поставляются.

Инвалидные

Еще со времен СССР «ЗАЗ» выпускал автомобили для инвалидов – первым из них был «Горбатый». Сейчас подобные машины строят на базе «Таврии», а за доплату самого инвалида ручным управлением оснащают «Славуту». По информации пресс-службы «ЗАЗа», после прекращения производства «Таврий» инвалидный вариант будет изготавливаться на базе ЗАЗ-1103.

 Одна из последних

Перед уходом модели на пенсию мы протестировали одну из последних машин, сошедших с конвейера «ЗАЗа». Выбор пал на «Таврию» в модификации люкс, оснащенную мотором 1,2 литра, который отвечает экологическим нормам Евро 2. Российское происхождение электроники и датчиков скорее всего, снизило надежность машины. О поведении электроники наших северных соседей удалось сделать выводы уже на следующий день. «Первым звонком» стала загоревшаяся лампа неисправности двигателя, сразу после чего начала расти температура охлаждающей жидкости – «мозг» машины не давал сигнала включения вентилятора охлаждения радиатора. Чтобы не «закипятить» мотор, пришлось добираться до места ремонта с включенной на полную мощность печкой.

Переход на инжекторную систему внес в машину еще один существенный недостаток – ухудшил ее проходимость вне дорог. Так как конструкцией кузова изначально не была предусмотрена установка каталитического нейтрализатора отработавших газов, его поставили на место резонатора, а сам резонатор сместили в центр машины. Этим конструкторы понизили клиренс машины и сделали уязвимыми данные детали выпускной системы.

Салон обшит тканью довольно «веселой» расцветки. Спереди в нем удобно, а вот сзади места гораздо меньше. Тонкие стойки кузова улучшают обзорность, с которой у «Таврии» все отлично. Но целесообразность переплаты за модификацию «люкс» вызывает сомнения. Более простая стандартная панель приборов выглядит не хуже и даже со временем не страдает «гремучей» болезнью. А отсутствие задних подголовников и мягкая задняя полочка существенно облегчают процесс трансформации салона и перевозку грузов. Среди плюсов «люкса» – наличие эконометра и возможность заказать щиток приборов с тахометром.

Машина легка в управлении, у нее «острый» руль и резвый, оборотистый мотор. А вот коробка передач до сих пор грешит тугими переключениями, хотя в процессе эксплуатации она прикатывается.

Подвеска машины не оставляет незамеченными даже небольшие дефекты дороги. В то же время крены в поворотах и раскачка кузова при разгоне и торможении говорят о недостаточной жесткости.

Несмотря на многие недостатки, «больше» автомобиля за такие деньги (24365 грн.) не купишь. Нельзя забывать и о достоинствах машины, среди которых экономичность, маневренность и доступная цена запчастей и обслуживания.

Теперь самым дешевым ЗАЗом станет «Славута», которая на 1686 грн. дороже «Таврии» и стоит 26051 грн.

Евгений Сокур
Фото Андрея Яцуляка, из архива Леонида Гоголева и редакции