X

Запорожский музей «Фаэтон». Самая крупная коллекция автомототехники в Украине

Как хранится золотовалютный запас государства, известно лишь единицам посвященных. Но увидеть другой золотой фонд – возможно, более важный, чем все валюты мира, может каждый. То самое культурное наследие страны, которое нельзя оценить в денежных знаках, хранится в больших и малых музеях. Один из них – запорожский музей техники «Фаэтон», отметивший недавно свое пятилетие.

Это самая крупная коллекция автомототехники в Украине – во всяком случае, из тех, что доступны широкой публике. В отличие от золотых слитков госрезерва, музейные экспонаты должны быть на виду, иначе им никак не выполнить их главной роли – сохранения исторической памяти и воспитания молодого поколения. Должно быть, это хорошо понимал реставратор и коллекционер Дмитрий Поздняк, когда принимал решение превратить свое частное собрание в открытый для всех музей.

Пять просторных залов плотно заполнены колесной (и не только) техникой. Одних только моторизованных экспонатов более 120, а еще здесь представлена домашняя техника – предметы быта прошлого века, от коллекции радиол до детских педальных машинок. Все экспонаты в отличном состоянии:  тщательно восстановленные или хорошо сохранившиеся. Некоторые здешние автомобили и мотоциклы нелегко застать в музейном зале: они снимаются в кинофильмах, обслуживают торжественные события и участвуют в исторических реконструкциях. Одним словом, продолжают свою активную жизнь – как ни странно это звучит в отношении музейных экспонатов…

Зал армейской техники – самый интересный и дорогой (с точки зрения ценности экспонатов). Здесь экскурсоводы задерживаются дольше всего.

Одно из недавних приобретений «Фаэтона» – полноприводный армейский грузовик МАЗ-502. Таких в мире сохранилось всего три единицы.

В зале военной истории представлены не только автомобили, но и любая техника для ведения боевых действий. Здесь – немало легенд армейской техники.

Стрелковое оружие XX века. Кажется, на стенде представлены все армии мира.

Жемчужины запорожской коллекции – Ford A 1927 года и Buick 1924 года. Машины восстановлены в реставрационной мастерской, которая работает при музее «Фаэтон».

«Победа» с кузовом седан? Нет, ее польская родственница «Варшава». Таких машин, продливших родословную нашей легенды, в Украине единицы.

Даже среди редких экспонатов есть свои уникумы: например, экспериментальные образцы 1960-х годов, как эта компактная амфибия.

Харьковский трактор ДТ-20 (1958 г.) – настоящий универсал: после перестановки педалей и сиденья в обратную от руля сторону он мог работать задом.

Часть экспозиции постоянно обновляется – за счет собраний коллег-реставраторов из других городов.

Экспонаты, которыми обычно гордятся заводские музеи:  «горбатый» ЗАЗ-965 первого года производства, «ушастый» – миллионная машина ЗАЗа и «эмка» – последний запорожец, сошедший с конвейера Запорожского автомобильного. Тут же – последняя серийная «Таврия», завершившая эпоху автомобилей украинской конструкции.

Фото автора