Как европейский автомобиль стал самым популярным предметом в США
В январе 1949 года в США впервые был представлен знаменитый впоследствии автомобиль Volkswagen Beetle («Жук»). Он стал там со временем самым массовым автомобилем зарубежного производства.
После окончания Второй мировой предприятием Volkswagen в Вольфсбурге занялась корпорация General Motors. На должность управляющего был назначен Хайнц Нордхофф, который до войны являлся одним из управляющих фирмой Opel. Он прибыл в Вольфбург в конце 1947 года – и работа закипела.
Заводской комплекс в целом еще лежал в руинах после налета англо-американской авиации. Но там быстро наладили один конвейер. И уже в 1947 – 1948 гг. изготовили 20 тыс. машин VW.
Интересно, что самую многочисленную группу покупателей поначалу составляли… американские военнослужащие из оккупационного контингента. Дело в том, что Volkswagen cтоил недорого и простой сержант мог купить машину за свое месячное жалованье. А отслужив, он увозил ее в США.
Отсутствие за океаном запчастей и сервиса никого не волновало. Ведь автомобиль из Вольфсбурга был для американцев просто забавной механической игрушкой. А деловые поездки они совершали на привычных машинах отечественного производства.
Это были лишь самые первые, так сказать самодеятельные, попытки ввоза. А в начале 1949 года Нордхофф направил в США своего самого способного агента по сбыту – Бена Пола. Тот 17 января привез с собой автомобиль из Вольфсбурга и стал знакомить с ним дилеров крупных американских автопроизводителей. Впрочем, поначалу миссия оказалась не слишком удачной: те наотрез отказывались от сотрудничества. Но Бен не пал духом и вышел на другие компании – более мелкие, но уже имеющие опыт ввоза в США иностранных автомобилей. И здесь дело пошло.
Самой известной в этой сфере была фирма Макса Хоффмана, с которой и удалось заключить соглашение. В 1950 году она продала первые 150 машин, а в 1953 году число зарегистрированных в стране автомобилей доходило уже до двух тысяч.
В начале следующего года Volkswagen получил звание «самого модного автомобиля в Южной Калифорнии», а ведь именно там появлялись многие направления автомобильной моды, которые затем распространялись на всю страну.
Популярность автомобилей Volkswagen в США все росла. В 1959 году их число уже составляло там 120 тыс. Потребители оценили высокое качество узлов и агрегатов, экономичный двигатель и притом невысокую стоимость машины. За это ей прощали весьма тесный салон, особенно на задних сиденьях, и шумноватый мотор.
Принципиально важным для успеха автомобилей Volkswagen в США была организация полноценного сервиса. Энергичный голландец Ван дер Камп, возглавивший в Нью-Йорке операции фирмы Volkswagen, обязал всех дилеров держать на складе полный комплект запчастей к машинам, а также обеспечить им техническим обслуживанием и ремонтом. Для этого в 1954 – 1955 гг. в США были направлены десятки квалифицированных техников.
Особо нужно сказать о своеобразном дизайне машины, сыгравшем свою роль в ее популярности. Внешне она кардинально отличалась от американских моделей второй половины 50-х годов. Те были довольно громоздки, имели множество хромированных, чисто декоративных внешних деталей, и в хвостовой части – характерные кили-«плавники». А компактный, длиной 4,07 м Volkswagen отличался простыми, скругленными формами.
За характерную внешность машина получила прозвище Beetle («Жук»), и она действительно напоминало такое насекомое. Особенно это касалось автомобилей ранних выпусков, окрашенных в черный цвет.
Потому автомобили Volkswagen не только резко выделялись в общем транспортном потоке. Когда в США провели конкурс на самый узнаваемый предмет вообще, то почетное второе место – после бутылки Coca-Cola – занял именно автомобиль «Жук».