Как грузовики марки Csepel работали в Украине (фото)
В cамом конце 40-х гг., на острове Чепель на окраине Будапешта развернулось строительство крупного машиностроительного комплекса. Его, не мудрствуя лукаво, тоже назвали «Чепель».
Первый грузовик Csepel D350 (т. е. грузоподъемностью 3,5 т) выпустили в апреле 1950 года. Этот капотник был, по сути, копией австрийской машины Steyr 380.
Дальнейшим развитием данной модели стал 4,5-тонный Сsepel D450 с новым, более современным дизайном. Машина выпускалась с 1957 года и поставлялась в СССР в основном как седельный тягач.
Тягач этот существовал в двух ипостасях. Одна модель – D450N оснащалась 4-цилиндровым предкамерным дизелем в 95 л. с. (5,5 л). А на второй стояла предкамерная «шестерка» собственной разработки – мощностью 125 л. с. (8,0 л). Для последнего мотора пришлось удлинять капот. Машины работали с полуприцепами полной массой соответственно 10 и 12 т. Максимальная скорость автопоездов составляла 68 и 78 км/ч.
Важным этапом истории марки стал 1958 год. Именно тогда началось производство принципиально нового семейства грузовиков – Csepel D700.
Во-первых, там поменялась компоновка: кабина теперь располагалась над двигателем. Во-вторых, последняя отличалась оригинальным дизайном. И наконец, в-третьих, она стала очень даже просторной – пятиместной.
Что касается двигателя, то это был 6-цилиндровый предкамерный дизель Csepel D614 – такой же, как на известных автобусах Ikarus 66 и Ikarus de Luxe. При рабочем объеме 8,3 л он развивал 145 л. с. Это позволяло поднять грузоподъемность автомобиля до 7,0 т. А седельный тягач D705N мог работать с полуприцепом полной массой 15 т. Максимальная скорость груженого автопоезда составляла 60 км/ч. Такие тягачи находились на производстве до 1979 года и тоже поставлялись в нашу страну.
Нужно сказать, что еще начиная с 70-х гг. велись работы по дальнейшему усовершенствованию грузовиков Csepel. В частности, на них устанавливали кабины от польских Star и Jelcz («Ельч») и дизели Raba-MAN по лицензии известной немецкой фирмы. К 1984 году предприятие почти полностью перешло на использование «чужих» компонентов.
Однако конъюнктура на рынке менялась. В 80-е гг. ежегодный выпуск упал с 3 – 4 тыс. до 1 тыс. машин. Производство грузовиков стал нерентабельным. И в 1988 году предприятие полностью переключилось на изготовление шасси для автобусов Ikarus и запчастей.