X

Как украинец сделал мотоциклы Jawa сверхпопулярными

Оказывается, один из самых продаваемых мотоциклов чешской марки Jawa – модель Perak был разработан под руководством украинца Всеволода Греченко. Он родился в Золотоноше (Черкасская обл.), а в 1941 году возглавил конструкторский отдел Jawa, сообщает телеграмм-канал AC Garage News.

В годы немецко-фашистской оккупации все работы проводились в строжайшей тайне. Дебют первого серийного чешского мотоцикла с подрессоренным задним колесом прошел на 33-м Парижском автосалоне в 1946 году, где он завоевал Золотую медаль. Отметим, что название Perak дали в честь одноименного героя антигитлеровского сопротивления.

Jawa Perak cперва выпускался с 250-кубовым двигателем мощностью 9 л. с., а в 1948 году добавилась и версия с двухцилиндровым агрегатом на 350 «кубиков» в 12 л. с. Максимальная скорость составляла 100 и 115 км/ч соответственно. Яркая внешность и отличные ходовые качества сделали эти мотоциклы сверхпопулярными. С 1946 по 1958 год было выпущено более 160 тыс. ед.

Всеволод Греченко также приложил руку и к разработке троллейбуса Tatra T400 – с 1945 года он был вынужден оставить Jawa и перейти в конструкторский отдел Tatra. Трехосный троллейбус длиной 11,4 м имел центральную хребтовую раму и независимую подвеску на качающихся полуосях и полуэллиптических рессорах от грузовика Tatra 111. Тяговый электродвигатель был частью несущей конструкции. Все электрическая начинка была производства CKD Praha.

Салон имел 26 мест для сидения, а общая пассажировместимость составляла 80 чел. Максимальная скорость была 50 км/ч, а на машинах третьей серии – 60 км/ч. Отметим, что троллейбусы третьей серии оснащались уже не одним двигателем в 120 кВт, а двумя – суммарной мощностью 140 кВт. Всего с 1948 по 1955 год было изготовлено 195 троллейбусов Tatra T400.