Как Raba положила начало грузовикам нового типа
В уходящем году исполнилось 120 лет старейшей автомобильной марке Венгрии – RABA. Интересно, что это название реки, на берегу которой (в городе Дьер) стоял машиностроительный завод. Его продукция и выпускалась под этим коротким брендом.
В 1904 году предприятие выпустило свои 10 автомобилей, конструкцию которых разработал инженер Дьюла Корокнаи. Это были первые в мире полноприводные грузовики с ДВС. Артиллерийские тягачи (40 л. с.) имели не только все ведущие, но и со все управляемые колеса. В передней части была установлена лебедка. Грузоподъемность машины составляла 2000 кг при собственном весе 4300 кг. Максимальная скорость – 24 км/ч.
В 1906 году на заводе стали изготавливать почтовые фургоны грузоподъемностью 1,2 т, которые разработал знаменитый венгерский изобретатель Янош Чонка. Кстати, многие считают его создателем первого в мире карбюратора.
А на следующий год была приобретена лицензия у немецкой фирмы Daimler на производство полуторатонных грузовиков. Позже, в 1912 году купили еще одну лицензию, на этот раз у чехов. Это была пятитонная машина Praga V, которой, естественно, дали новое название – RABA V.
Уже в 20-е годы RABA стала крупнейшим машиностроительным комплексом Венгрии. Что касается автомобилей, то она производила по лицензиям грузовики Austro-Fiat, Krupp и MAN.
В период Второй мировой предприятие выпускало грузовики Super и Special – оба 4х2. Но особо нужно назвать грузопассажирский 1,5-тонный автомобиль повышенной проходимости Botond (6х4), который оснащался мотором в 65 – 70 л. с. и имел заднюю независимую пружинную подвеску. Всего сделали около 1400 таких вездеходов. Не все знают, что RABA производила также бронеавтомобили Сsaba («Шаба») 4х4 и даже танки и самоходки.
После войны, до 1951 года завод продолжал собирать грузовики Super, а затем был переведен на выпуск совсем другой, уже не автомобильной продукции. Возобновление автомобильного производства на RABA началось только в 1963 году – с выпуска ведущих мостов, имевших планетарные редукторы. Они предназначались для автобусов и троллейбусов.
Поворотным пунктом в истории завода стало 28 июня 1968 года, когда начал работать новый, большой моторостроительный корпус. Там развернули производство дизелей по лицензии MAN, а вскоре, уже в декабре начали собирать грузовики RABA-MAN.
А на следующий год фирма закупила у немцев лицензию на целое семейство двигателей (до 300 л. с.) и грузовых автомобилей MAN. Еще одну лицензию на двигатели (350 л. с.) приобрели у голландской фирмы DAF. Кроме того, производились и кабины по ее образцу. Выпускались также городские автобусы и троллейбусы.
В 1993 году в производственной программе появилось новое семейство грузовиков с кабиной MAN F90. Но пять лет спустя компания снова перешла на кабины DAF.
В 2001 году нерентабельное моторное подразделение было продано и выпуск автобусов прекратился А в 2003 году начался выпуск спецтехники для нужд национальной обороны.
На сегодняшний день продолжается производство задних мостов для большегрузных машин: грузовиков, автобусов, спецтехники и тракторов. Компания имеет стратегические экспортные рынки в ЕС, США и Японии.